Автопортрет - 1 часть

Автопортрет как особый вид и жанр портретного искусства всегда интересовал и интересует всех художников-профессионалов. Нет такого художника, который бы не пытался изобразить себя, запечатлеть свой образ. У Рембрандта, как пишут многие биографы и искусствоведы, была повышенная страсть позировать перед зеркалом, он изображал себя в различных головных уборах, изучал мимику лица, старался передать глубину своих чувств и переживаний. То мы видим его в восточной чалме, то в спальном колпаке, в рыцарских доспехах. То художник строит гримасы: высовывает язык, хохочет. То перед нами возникает образ молодого человека в нарядном берете, то сосредоточенного старика.

Изобразить себя с помощью зеркала художники стремятся, как только приобретают навык в рисовании. В этом плане весьма показателен автопортрет тринадцатилетнего Альбрехта Дюрера (рис. 113). И это желание у художников не пропадает до глубокой старости — автопортрет Леонардо да Винчи (рис. 114).

А. Дюрер, автопортрет
Рисунок №113 — А. Дюрер, автопортрет

Леонардо да Винчи, автопортрет
Рисунок №114 — Леонардо да Винчи, автопортрет

Работа над автопортретом является хорошей подготовкой молодого художника к искусству портрета. Здесь рисовальщик имеет возможность углубить свои знания по пластической анатомии, приобрести умения и навыки выражения в рисунке психологической характеристики портретируемого, научиться преодолевать трудности и сложности в работе. Сложность перехода от рисунка живой головы к автопортрету заключается в том, что первое время учащийся не может правильно организовать свою работу в методическом плане, понять, почему при изображении другого человека он сравнительно быстро добивается сходства, а при изображении себя у него ничего не получается.

Это объясняется следующими причинами: при изображении живой головы человека, студент строго следил за методической последовательностью построения изображения, за закономерностью строения формы. Правильно переданный общий характер формы головы, верно взятые пропорциональные отношения и на месте расположенные детали головы уже давали сходство с натурой. При изображении себя студент, как правило, уже не следит за последовательностью построения изображения и законами строения формы. Все внимание он сосредоточивает на деталях, на вырисовывании их. В результате рисунок головы далек от оригинала, детали головы оказываются не на своих местах. Это мы можем отметить и у опытных рисовальщиков. Так, например, в автопортрете М. Врубеля 1883 пода (Рис. 115) мы видим, что главными объектами внимания художника были нос и глаза. Причем каждый глаз рисовался по отдельности.

В результате правый глаз на рисунке оказался выше, чем следует, и меньше по размеру (от слезника до уголка) по сравнению с левым. Зрачки разошлись в стороны от слезников больше, чем следует, глазничные впадины и выступы скуловых костей по сравнению с лобными буграми и нижней челюстью «прыгают». Видимо здесь Врубель забыл или еще не знал наставлений своего учителя П. Чистякова, который требовал от своих учеников строго соблюдать в работе порядок и закономерность строения формы.

М. А. Врубель, автопортрет
Рисунок №115 — М. А. Врубель, автопортрет

При работе над автопортретом очень трудно держать в поле зрения общую массу большой формы всей головы. Подавляющее большинство сразу берется за вырисовывание отдельных деталей, причем тех, которые, как им кажется, они хорошо изучили и которые обязательно помогут им достигнуть сходства. Между тем, скопировав все эти детали, автор убеждается, что сходства в автопортрете добиться не удалось. Чтобы работа над автопортретом пошла успешно, вначале надо наметить общий характер формы головы и, держа в поле зрения эту большую форму, уточнять уже характер формы отдельных частей, строже следить за правильностью их изображения и взаимосвязью.

Наблюдая себя в зеркале, прежде всего, постарайтесь запомнить характерные особенности строения черепа — характер формы черепной коробки и нижней челюсти, лобной кости и скуловых, глазничных впадин и переносицы. В данный момент ваше внимание должно быть обращено не на детали (нос, глаза, губы), а на общий характер формы головы. Чтобы общий характер формы головы хорошо запомнился, художнику необходимо сделать целый ряд лаконичных набросков своей головы с различных точек зрения — фас, трехчетвертной, профиль — и уметь в линейном рисунке показать зрителю эти характерные особенности. Все, кто стремился запечатлеть свой образ, хорошо знали и характерные особенности строения формы своей головы. Достаточно указать на многочисленные наброски пером А. Пушкина (рис. 116).

А. С. Пушкин, автопортрет
Рисунок №116 — А. С. Пушкин, автопортрет

Работая над длительным рисунком, строже следите за методической последовательностью построения изображения. Не торопитесь прорисовывать мелкие детали. Только когда главное будет выражено достаточно убедительно, можно переходить к более тонкой моделировке формы. Однако и здесь внимательно следите за тем, чтобы тональная моделировка формы не нарушала общего восприятия формы и не привела бы к потере сходства.

Вторая сложность работы над автопортретом состоит в том, что, наблюдая свое отражение в зеркале, художник направляет свое восприятие на проекционное, но ему представляется, что он воспринимает трехмерный реальный объект. Между тем, процессы восприятия предмета и восприятия рисунка протекают различно.

При восприятии предмета, разглядываемого с различных точек зрения, наше зрительное суждение направлено на выявление особенностей строения формы предмета как конкретного реального объекта.

При восприятии изображения (рисунка) мы видим проекционный образ предмета, зафиксированный с одной определенной точки зрения. В рисунке перед нами лишь изображение трехмерного объемного тела на двухмерной плоскости листа бумаги, но не сам предмет.

В первом случае мы имеем дело с актом прямого восприятия, во втором — с актом опосредованного восприятие.