Научная теория композиции
Великие мастера живописи владели секретами композиционного и живописного мастерства. Об этом говорят их произведения. Народный художник СССР Б. В. Иогансон советовал молодым художникам копировать произведения великих мастеров и не огорчаться, если вначале будут ошибки, неудачи: «...обязательно будут ошибки. Эти ошибки наведут на размышления, на догадки и, наконец, натолкнут на тайные законы построения (курсив автора — Ф. К.) живописного произведения, подобные логике архитектурных форм» 1.
Среди некоторой части современных художников бытует мнение, что законов композиции нет, учить тут нечему и незачем. Но почти каждый художник втайне знает, что законы композиции все же есть. Каждый знает, что вопросам такого рода, по образному выражению А. Герцена, «нельзя навязать каменьев на шею». Об этой непобежденности предмета очень часто напоминает художнику его собственная практика. Начав писать картину на холсте, он видит, что что-то не так, изображение плохо смотрится, картина не входит в глаз, разваливается. И начинаются мучительные переделки, переписывания, подчас изнурительные и тягостные. Вместо того, чтобы успешно закончить картину, художник изматывает себя сомнениями, силы уходят на то, что должно было быть решенным в самом начале. Известно, что Рубенс делал эскиз и за неделю заканчивал картину.
1 См.: Школа изобразительного искусства: Вып. 1. — М., 1960. — С. 5.