Размер картины
Математизация творческого труда художника — явление естественное и неотвратимое. Когда художник решил, какого формата будет его новая картина, он уже вступил в область геометрии. Далее идут диагонали, геометрический центр холста, с которым он должен считаться, размеры фигур, интервалы между группами. Все это геометрия. И бояться ее не следует, ведь математизация творческого процесса имеет и свои пределы. Есть обширнейшие области художественного творчества, в пределах которых решения принимаются чисто интуитивно.
Художнику нужно определить размер картины. Как тут поступить? Есть ли какие-либо определенные критерии? П. П. Чистяков считал, что величину картины обусловливает ее содержание. Но каждому художнику кажется, что содержание его картины является очень важным. Быть строго объективным порою крайне трудно. Н. П. Крымов о размере картины имел более определенное суждение. Художник И. И. Титов рассказывает, что когда он работал над картиной «Линкор «Октябрьская революция» на защите Ленинграда» и никак не мог решить, какого размера ее делать, то обратился за советом к Н. П. Крымову. Николай Петрович ответил: «Размер картины надо устанавливать. На отдельном холсте поискать размер главного предмета. Например, в этой картине — орудийная вспышка. Доводить ее до нужного размера. Это будет одной пятой размера будущей картины. От него надо отложить два раза влево и два раза вправо. Так я и сделал. Суждение Николая Петровича было безошибочным» 1 .
Размер картины может быть задан или сам художник выбирает его по сюжету и замыслу. Деление картины на пять частей — знакомая нам установка. Но размер главного предмета художник должен угадать, почувствовать! И снова здесь надежда на интуицию, но она не всегда выручает; и тогда на помощь приходит геометрия, математизация творческого процесса.
1 Титов И. И. Разговоры с Н. П. Крымовым // Искусство. — 1977. — №8. — С. 46.