Общий светлотный тон
Понятие общего светлотного тона наиболее определенно впервые сформулировал Н. П. Крымов. Сейчас оно стало общепризнанным. Без определения или осознания общей освещенности натуры или освещенности в задуманной картине живопись превращается в бесплодное занятие или мучительный поиск органического единства колорита. Все светлотные и цветовые отношения в натурном мотиве и в картине обусловлены общей освещенностью.
При любой степени освещенности в любом мотиве будут проявляться три компонента: светлый, средний и темный. Соблюдение закона трехкомпонентности — залог верного изображения натуры и хорошей организации картины для восприятия ее зрителем.
Шкалу светлотных тонов от белого до черного можно разбить на три группы: светлые, средние и темные тона. При шкале в 12 тонов в каждую группу войдет по 4 тона (рис. 75). Взяв за основу светлотные тона данной группы, можно построить «Пейзаж с дорогой» светлый, средний и темный. Каждая группа тонов дает определенную степень общей освещенности — общий светлотный тон. Когда в шкале есть разрывы или рядом со светлыми соседствуют темные тона, создается впечатление яркого контрастного света.
Рис. 75. Построение Ф. В. Ковалевым учебного «Пейзажа с дорогой» с использованием на нем шкалы светлотных тонов
Общий светлотный тон органично связан с общим цветовым тоном. Нельзя «подбирать» цвет предмета, если не определен общий светлотный тон (общая освещенность) и общий цветовой тон.
Светлотные отношения в картине держат всю картину. Это наглядно проявляется при репродуцировании картин. На одной репродукции картина чуть красноватая, на другой та же картина чуть зеленоватая, но общее впечатление от картины остается, если светлотные отношения переданы верно.