Главный луч зрения в картине

Взгляд художника всегда направлен на тот предмет, который более всего заинтересовал его. Стало быть, главный луч зрения правого глаза так же, как и главный луч левого, будет направлен на этот предмет и его изображение на сетчатках будет в пределах центральных ямок и желтых пятен.

Смотрим мы двумя глазами, а видим одним, который условно находится на переносице. Мозг строит не два, а одно изображение. И это изображение — образ предмета. При построении картины мы, исходя из этого положения, строим одно изображение.

Главный луч зрения направлен на главный предмет. Воображаемая картинная плоскость всегда перпендикулярна к главному лучу зрения. Далее мы рассмотрим три возможных случая направления главного луча зрения: 1) параллельно предметной плоскости; 2) вниз под углом к предметной плоскости и 3) вверх под углом к предметной плоскости (рис. 74, а). В первом случае картина перпендикулярна к предметной плоскости, во втором и третьем — наклонна. В трех метрах от художника на земле стоит корзина с грибами. Она является главным предметом в картине. Главный луч зрения направлен на нее. Художник стоит в нескольких метрах от дома. На балконе второго этажа висит ковер. Художник смотрит на этот ковер. Главный луч зрения направлен вверх. Выразительные возможности, которые предоставляет художнику наклонная картина, еще мало используются в нашем искусстве.

Место встречи воображаемой картины с предметной плоскостью каждый раз будет зависеть от высоты точки зрения (художник стоит, сидит) и от направленности главного луча зрения. Угол зрения всегда равен 36°. Расстояние от точки зрения О до воображаемой картины всегда обусловлено этим углом. Реальная картина вписывается в воображаемую (рис. 74, б). Ее размеры могут быть разными. Расстояние до воображаемой картины, так же как и до реальной, при любых размерах всегда равно 3R. Это расстояние обусловливает расположение точек отдаления и удаления на горизонте, которые и являются вместе с точкой R основой всего дальнейшего перспективного построения картины. Это позволяет художнику, как уже было показано выше, произвести расчет того расстояния, на котором нужно поставить натуру для рисунка или этюда к картине, а также решить «обратную задачу». Рисунок 74
Рис. 74. Главный луч зрения и величина реальной картины: а — направление главного луча зрения; б — соотношение реальной и воображаемой картин

 

Подведем итоги:

  1. Метод построения картины на основе учета особенностей зрительного восприятия прост и легок.
  2. Перспектива для художника — не прикладная наука, а основополагающая.
  3. Задачи передачи расстояния до предмета и перспективного построения непосредственно переходят в задачи композиционные. Работа над композицией — прямое развитие задачи построения изображения.
  4. Всякий рисунок и этюд с натуры должен быть композиционным. Изображение должно строиться с учетом величины предмета в пределах поля ясного зрения. Это способствует развитию композиционного мышления и выработке практических навыков построения картины.
  5. Художник всегда может легко и точно определить расстояние до любого предмета в картине и поставить или посадить натуру для выполнения рисунка или этюда к картине именно на такое расстояние, какое ему нужно по замыслу. По картине легко можно найти ее «законную» точку зрения.
  6. При таком построении изображения не будет противоречий между расстоянием до предмета, его линейным изображением и решением в светлотных тонах и колорите.
  7. При такой устойчивости перспективных координат сам собою выстраивается композиционный алгоритм — порядок и последовательность решения задачи построения линейного изображения как при работе с натуры (выбранный пейзажный мотив, постановка, портрет), так и при работе по замыслу.