Главный луч зрения в картине
Взгляд художника всегда направлен на тот предмет, который более всего заинтересовал его. Стало быть, главный луч зрения правого глаза так же, как и главный луч левого, будет направлен на этот предмет и его изображение на сетчатках будет в пределах центральных ямок и желтых пятен.
Смотрим мы двумя глазами, а видим одним, который условно находится на переносице. Мозг строит не два, а одно изображение. И это изображение — образ предмета. При построении картины мы, исходя из этого положения, строим одно изображение.
Главный луч зрения направлен на главный предмет. Воображаемая картинная плоскость всегда перпендикулярна к главному лучу зрения. Далее мы рассмотрим три возможных случая направления главного луча зрения: 1) параллельно предметной плоскости; 2) вниз под углом к предметной плоскости и 3) вверх под углом к предметной плоскости (рис. 74, а). В первом случае картина перпендикулярна к предметной плоскости, во втором и третьем — наклонна. В трех метрах от художника на земле стоит корзина с грибами. Она является главным предметом в картине. Главный луч зрения направлен на нее. Художник стоит в нескольких метрах от дома. На балконе второго этажа висит ковер. Художник смотрит на этот ковер. Главный луч зрения направлен вверх. Выразительные возможности, которые предоставляет художнику наклонная картина, еще мало используются в нашем искусстве.
Место встречи воображаемой картины с предметной плоскостью каждый раз будет зависеть от высоты точки зрения (художник стоит, сидит) и от направленности главного луча зрения. Угол зрения всегда равен 36°. Расстояние от точки зрения О до воображаемой картины всегда обусловлено этим углом. Реальная картина вписывается в воображаемую (рис. 74, б). Ее размеры могут быть разными. Расстояние до воображаемой картины, так же как и до реальной, при любых размерах всегда равно 3R. Это расстояние обусловливает расположение точек отдаления и удаления на горизонте, которые и являются вместе с точкой R основой всего дальнейшего перспективного построения картины. Это позволяет художнику, как уже было показано выше, произвести расчет того расстояния, на котором нужно поставить натуру для рисунка или этюда к картине, а также решить «обратную задачу».
Рис. 74. Главный луч зрения и величина реальной картины: а — направление главного луча зрения; б — соотношение реальной и воображаемой картин
Подведем итоги:
- Метод построения картины на основе учета особенностей зрительного восприятия прост и легок.
- Перспектива для художника — не прикладная наука, а основополагающая.
- Задачи передачи расстояния до предмета и перспективного построения непосредственно переходят в задачи композиционные. Работа над композицией — прямое развитие задачи построения изображения.
- Всякий рисунок и этюд с натуры должен быть композиционным. Изображение должно строиться с учетом величины предмета в пределах поля ясного зрения. Это способствует развитию композиционного мышления и выработке практических навыков построения картины.
- Художник всегда может легко и точно определить расстояние до любого предмета в картине и поставить или посадить натуру для выполнения рисунка или этюда к картине именно на такое расстояние, какое ему нужно по замыслу. По картине легко можно найти ее «законную» точку зрения.
- При таком построении изображения не будет противоречий между расстоянием до предмета, его линейным изображением и решением в светлотных тонах и колорите.
- При такой устойчивости перспективных координат сам собою выстраивается композиционный алгоритм — порядок и последовательность решения задачи построения линейного изображения как при работе с натуры (выбранный пейзажный мотив, постановка, портрет), так и при работе по замыслу.