Композиция натюрморта и интерьера
Естественно такое положение глаз смотрящего, когда взгляд направлен на предмет, заинтересовавший его. Это может быть какой-нибудь предмет натюрмортной постановки, группа деревьев в пейзаже, фигура человека или его лицо. При этом лучи зрения правого и левого глаза направлены в одну точку, которая расположена близко, дальше и совсем далеко.
Мы не говорим о двух лучах зрения правого и левого глаза, а всегда говорим об одном, главном луче зрения, а место, куда он направлен, называем центром внимания, который всегда находится в центре поля ясного зрения на пересечении его осей — вертикальной и горизонтальной. Воображаемая картина всегда перпендикулярна к главному лучу зрения и всегда ему сопутствует. Центр внимания может быть на линии горизонта, но может быть выше или ниже горизонта. Тогда воображаемая и реальная картины будут наклонны к предметной плоскости.
Человек всегда видит симметрично, композиционно и колоритно. Симметрично потому, что правая половина поля зрения и поля ясного зрения как в зеркале отражается в левой половине, слепое пятно правого глаза симметрично слепому пятну левого глаза; композиционно — потому, что часть воспринимаемого пространства в пределах поля ясного зрения вычленяется из общего поля, а центральная часть видится наиболее четко и образует композиционный центр, или центр внимания; колоритно — потому, что цвет (световое излучение) главного предмета живо переносится глазом на все окружение и способствует образованию общего цветового тона, основы колорита.
Натюрморт «Цветы» 1 (рис. 53, а) нарисован с расстояния одного метра. Слепые пятна указали границу поля ясного зрения и очертания воображаемой картины. С этого расстояния каждая деталь натюрморта воспринимается достаточно четко. Возможный вариант композиции показан далее. Нижний край рамы вышел на границу поля ясного зрения, слепые пятна при вертикальном формате остались за пределами реальной картины. Вверху отрезана одна шестая часть поля ясного зрения. Главный предмет (роза) вышел на линию золотого сечения (рис. 53, б). Рис. 54, а выполнен с расстояния 3 метров. В поле ясного зрения вошла значительная часть комнаты. Натюрморт уже не может претендовать на самостоятельное значение. Он часть интерьера. На рис. 54, б показан возможный вариант композиции интерьера. Расстояние от рисующего до натюрморта выражено правдиво и с предельной ясностью и в первом, и во втором случае.
В учебной практике приходится часто наблюдать, когда учащиеся находятся на разном расстоянии от постановки, а компонуют одинаково, стандартно. При этом вовсе игнорируется пространственная удаленность постановки. Считать это правильным нельзя.
При рисовании или выполнении этюда интерьера с натуры, когда часть его выходит за пределы поля ясного зрения и отойти уже некуда, следует воспользоваться советом П. П. Чистякова о том, чтобы мысленно отнести точку зрения на должное расстояние и рисовать части интерьера с этой мысленной точки зрения, т. е., рисуя пол, присесть; рисуя части интерьера, находящиеся выше горизонта, приподняться и т. д. Тогда не будет выворачивания пола, растяжения частей изображения.
1 Рисунок автора — Ковалева Ф. В.