Слово об авторе
Вся жизнь Федора Власовича Ковалева (1919 — 1988), художника-живописца и искусствоведа, была посвящена живописи и работе над теорией живописи. Много лет он собирал и обдумывал материал, экспериментировал, делая записи, читал лекции, и все никак не решался начать писать книгу — мешала огромная требовательность к себе. И стоило большого труда убедить его оформить уже то, что вызрело, ибо наука, как я писал ему многократно, не имеет дна. Работал он над этой книгой долго и мучительно. Достаточно сказать, что переделывал он ее семь раз.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Ян Амос Коменский придал мне стойкость и уверенность, вернее — убежденность в том, что я верно делаю, дорабатывая рукопись, уточняя, добавляя, выбрасывая и т. д. Работаю над 1-й главой. Накопилось много нового материала, придумал очень простые способы нахождения линии золотого сечения на картине и пропорций золотого ряда без вычислений. Художники ведь многие и таблицу умножения забыли!...
Путь к рождению Федора Власовича как автора книги «Золотое сечение в живописи» был нелегок. Художественное образование Федор Власович получил в Ворошиловграде и Ленинграде. В 1955 г. он закончил Ленинградский институт им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. Творческую деятельность Ф. В. Ковалев начал в период Великой Отечественной войны как корреспондент армейских газет, где печатались его рисунки и статьи. С 1960 г. он член Союза художников СССР.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: ...А сейчас решил оставить теорию в покое и месяца два заняться живописью. Я ведь по Союзу художников числюсь как живописец и должен дать на выставку к 40-летию Победы хоть пару работ. Это как Ваши лаборатории.
Федор Власович всегда активно участвовал в областных и республиканских художественных выставках. Многие его работы приобретены колхозами, совхозами и шахтами для клубов и Дворцов культуры, украшают коллекции частных лиц. Лучшие из них — это «Память народная» (1967), «Праздник урожая» (1969), «Весна» (1977), «Совхоз «Кременской» (1978), «Голубой разлив» (1982), «Красные маки» (1980) и многие другие.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Закончу эту, самую главную работу, а тогда буду живописать. Надеюсь, что плохой живописи наделают и без меня предостаточно, в газетах пишут, что уже и так перепроизводство картин (в запасниках, в подвалах в Киеве лежит на 6 млн р. художественной продукции, а в Москве на 30 млн, не знают, что с ней и делать!).
Но это все интуитивная живопись. А я буду делать живопись по золотому сечению...
Я уверен, что золотая пропорция и повторение равных величин (простая пропорция) — основа формообразования в природе и искусстве. Мало изучали природу и искусство с этой точки.
Годами накопленный материал Федор Власович систематизировал в своей книге, над которой он работал в течение всей творческой жизни.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: 8 октября звонил в издательство. Сказали, что моя работа включена в тематический план на 1989 год...
Его удивительная скрупулезность, добросовестность в подборе материала, тщательность работы над текстом вызывают восхищение. Если он обнаруживал более удачную иллюстрацию или находил более удачную формулировку, то без колебания принимался за новые правки. Так, когда под влиянием бесед с Федором Власовичем я обратил внимание в Третьяковской галерее, что Христос и Иоанн Креститель на картине А. Иванова расположены в золотых сечениях и написал ему об этом, он в очередной раз внес правку в рукопись. И, видимо, если бы не установленные сроки издания, он вечно улучшал бы свой труд. Такова была натура истинного ученого.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Хочу пока заняться «причесыванием» своей рукописи; нужно придать ей вид учебного пособия, выбросить всякую шелуху. Да и нового материала у меня накопилось много...
За это время значительно лучше и четче сформулировал положения об общей теории искусства: содержание - форма, о теории композиции в изобразительном искусстве и о законах композиции...
Много приходится читать. Книги просто плывут в руки и непрочитанных становится не меньше, а больше.
Выдержки из писем Федора Власовича дают некоторое представление о нем и о том, как он трудился над рукописью будущей книги.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Сегодня я пишу правду. Доработку рукописи в соответствии с замечаниями рецензентов и своими желаниями заканчиваю. Осталось вычитать, может где-то что-то выбросить, так как уже вчера заметил повторение в одном месте, иллюстративный материал завершить и... снег растает, станет теплее — поеду в Киев. А там пусть будет то, что будет.
Особо хочется отметить, что Федор Власович любил людей и очень хотел быть им нужным. Он страстно желал помочь начинающим живописцам, не щадил ни сил, ни здоровья, с огромной радостью делился своими знаниями. В течение многих лет он занимался педагогической работой, был преподавателем и директором Ворошиловградскои детской художественной школы, а затем и Ворошиловградского художественного училища. Несколько лет подряд Федор Власович читал курс лекций по золотому сечению в Киевском государственном художественном институте.
Ф. В. Ковалев — Г. С. Рахутину: Лекции в Киеве прошли хорошо... Чтение лекций подсказало, что нужно сформулировать четче и яснее... Буду, как Сократ, устно пропагандировать свою теорию.
Много сил и труда отдавал Федор Власович общественной работе, был председателем правления Ворошиловградскои областной организации Союза художников УССР, занимался пропагандой художественных знаний среди населения и учащейся молодежи, писал статьи о художниках Ворошиловградщины, выступал по радио и телевидению, был бессменным руководителем теоретических семинаров среди коллег-художников в системе партпросвещения.
К великому сожалению Федор Власович не дожил до выхода в свет главного труда своей жизни (так он сам писал о своей работе). Работал он над ним долго и тщательно, и можно надеяться, что книгу «Золотое сечение в живописи» ожидает долгая жизнь и многие любители живописи с благодарностью будут произносить имя Федора Власовича Ковалева — замечательного человека, ученого и живописца.