О колорите
Когда речь идет о живописи, то нет более общеизвестного, понятного и часто употребляемого термина чем колорит. Но понятным он кажется только на первый взгляд. Достаточно познакомиться с несколькими критическими статьями, где речь идет о живописи, с выступлениями художников, как сразу становится ясным, что каждый автор толкует его по-своему. Размышляя о колорите, народный художник СССР С. А. Чуйков сетует, что не одни теоретики толкуют колорит элементарно и неправильно, что это имеет отношение и к художникам.
Характерны в этом отношении слова народного художника СССР Е. А. Кибрика (1906 — 1978), где он говорит о годах учебы: «Как построить колорит? — Я вообще не понимал, что означает этот термин, и только долгое время спустя наткнулся у Джеймса Уистлера на идеальное определение того, что такое колорит: «композиция цвета». Даже такой большой мастер, как Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, в Ленинградской Академии художеств, туманно толковал о «цветосиле» и «светосиле», не сумев объяснить, что это означает» 1. И тут же вспоминается И. Н. Крамской, который говорил: «Чем дальше, тем больше я вижу, что собственно о колорите я не имел ни малейшего понятия» 2.
Устно и печатно ратовал за настоящую реалистическую живопись Н. П. Крымов. Но в своих статьях он ни разу не употреблял слово «колорит», по-видимому, считая его неясным и трудно поддающимся определению.
Нельзя сказать, что вопросам колорита у нас не уделяется внимания. Достаточно перечислить такие издания, как «Колорит в живописи» Г. Шегаля (1957), исследование теории колорита в книге Н. Волкова «Цвет в живописи» (1965), «Заметки художника» С. Чуйкова (1967), «О колорите» С. Алексеева (1974). Следует отдать должное издательству «Просвещение», которое за последние годы выпустило в свет ряд учебных пособий по живописи. Среди них, на наш взгляд, наиболее полным является пособие «Живопись и ее изобразительные средства» (1977) автора Г. В. Беды. Вопросам колорита посвящено и издание «Живопись. Вопросы колорита» (1980) автора А. А. Унковского. Но во всех этих изданиях теория цвета и колорита не получила должного завершения. После прочтения этих книг остается чувство неудовлетворенности, как будто в изложении чего-то недостает и хочется спросить: «Так все же — что такое колорит?».
1 Кибрик Е. А. Всегда открытие // Новый мир. — 1980. — №1. — С. 199.
2 Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка. — М.; Л., 1949. — С. 13.