Золотое сечение и композиция цвета
Академик А. В. Шубников и профессор В. А. Копцик отмечают, что анализ соотношений симметрии, действующих на различных структурных уровнях тематического произведения живописи, представляет собой сложную задачу. Английский художник В. Хогарт считал колорит в живописи загадкой. Были периоды в истории искусства, когда художники отказывались от цвета. Немецкий живописец П. Корнелиус (1783 — 1867) считал, что кисть испортила искусство. Идеал стали искать в отвлеченной красоте линий, краски признаны были чем-то второстепенным и суетным. «Колорит казался пестрым платьем, которое природа может снимать и надевать, совершенно не меняясь по существу»,— отмечал Р. Мутер в «Истории живописи в XIX веке» 1.
Господство рисунка над колоритом — основной принцип классицизма. Живописец и глава академического направления во французском искусстве XVII в. Шарль Лебрен (1619 — 1690) говорил, что рисунок всегда является полюсом и компасом, который направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение.
Мы можем разделить в пропорции золотого сечения отрезок прямой. Можем найти в картине место, где пройдет линия золотого сечения. Наконец, можем найти пропорциональные отношения светлого, среднего и темного тонов по площадям, занимаемым ими в картине. Но как найти пропорциональные отношения золотой симметрии (золотого сечения) в цветовых отношениях картины, если краски имеют еле заметные переходы от теплого к холодному, от красного к зеленому? В орнаментальной композиции с узором, состоящим из геометрических фигур, эта задача разрешима. В плакате, если он решен на сопоставлении больших цветных плоскостей, эту задачу также можно решить. То же самое можно сказать о русской иконе и живописной композиции, если она решена аппликативно.
Но как решить задачу пропорциональных отношений цвета в картине валерного решения, где какой-то основной, ведущий цвет распространяется, «разливается» по всей картине?
Исследовав вопросы цветового построения плаката, художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Д. С. Моор говорит так о роли преобладания ведущего цвета: «Если он равен сумме других красок, он нейтрализуется» 2. И далее он приходит к выводу, что главного, ведущего цвета в плакате должно быть значительно больше половины. То же самое можно сказать и о композиции цвета в картине. Если картина хорошо построена в колорите, когда в ней есть ведущий, преобладающий, цвет, говорят о наличии в ней общего цветового тона.
1 Мутер Р. История живописи в XIX веке. — С.-Петербург, 1889. — Т. 1. — С. 80.
2 Моор Д. Я. — большевик. — М., 1967. — С. 157.