О портрете. Натурные постановки

В натюрмортах, пейзажах, сюжетных картинах наблюдается преобладание совпадения центральной точки картины и главного предмета. Иногда художники создают центр внимания над линией золотого сечения и это придает пейзажу особо величественный вид. В портретах, наоборот, редки случаи совпадения центра внимания (это всегда лицо изображенного) и точки картины, где пересекаются линии золотого сечения по вертикали и горизонтали, например, в «Портрете Нади Павловой» Е. Широкова (рис. 58).

Эль Греко в «Портрете дона Родриго Васкеса» применил тройную пропорцию золотого сечения (рис. 59). Паоло Веронезе в «Портрете мальчика с борзой собакой» (рис. 60) при идеальной выдержанности пропорций золотого сечения по вертикали центр внимания сместил в самый верх картины (лицо мальчика). Почти во всех портретах, написанных П. Д. Кориным, центр внимания (лицо портретируемого) смещен вверх и в сторону к краю картины. Такое композиционное построение продиктовано желанием художника не только изобразить, показать внешние черты человека, но и подчеркнуть его духовную сущность. Это еще раз подтверждает мысль о том, что идея произведения, замысел автора подчиняют себе все элементы формы и изобразительно-выразительные средства.

При выполнении академических учебных заданий по рисунку и живописи (натюрморт, голова, фигура) также необходимо учитывать расстояние от рисующего до натуры, так как величина образа на сетчатке в пределах поля ясного зрения зависит от этого расстояния (рис. 61). Композиционное построение изображения в соответствии с расстоянием, полем ясного зрения и величиной образа на сетчатке как нельзя лучше будет способствовать выработке композиционного чутья и мышления. При переходе к работе над эскизом или картиной не будет затруднений в организации центра внимания, расположения фигур в пространстве.

Рисунок 58
Рис. 58. Анализ композиционного построения «Портрета Нади Павловой» Е. Широкова

 

Рисунок 59
Рис. 59. Тройная пропорция золотого сечения на картине Эль Греко «Портрет дона Родриго Васкеса»: а:в:с=Ф:а=в+с

 

В. А. Фаворский писал: «Существует мнение, рассматривающее композицию как особый процесс, особый способ, отличный от основного метода изображения. Есть, мол, правильный, точный, объективный, так называемый академический рисунок. Он не композиционен, он просто точно передает натуру. Композиция же является после, как некоторое более или менее произвольное украшение этого рисунка. Школа, имевшая такое представление о композиции, по большей части учила только «правильному» рисунку, а композицию предоставляла на усмотрение уже кончившего, считала это делом его совести...» 1.

Рисунок 60
Рис. 60. Смещение центра в картине Паоло Всронсзе «Мальчик с борзой собакой»

 

Знакомство с законами зрительного восприятия показывает, что композиция изображения не может быть случайной, произвольной. Она обусловлена объективными закономерностями, она математична.

1 Фаворский В. А. О композиции. — Искусство. — 1933. — № 1, 2. - С. 1.