Цветовые системы и модели

Огромное разнообразие световых излучений в природе от светящихся тел и несветящихся предметов, вызывающих у человека цветовые ощущения, может привести к мысли, что во всех этих излучениях и ощущениях нет никакой системы и порядка. Но это не так. Со времени Ньютона ученые пытаются найти закономерности, определить причины и следствия, построить модели. Первую систематизацию цветов еще в 1680 г. провел Ньютон. Он расположил цвета в том порядке, в котором они находятся в спектре или радуге, но расположил их по кругу. Так возникла первая цветовая модель — цветовой круг Ньютона.

Профессор Е. Б. Рабкин в книге «Атлас цветов» (М., 1956) приводит рисунки цветовых кругов, предложенных разными авторами на протяжении последних двух столетий. Все эти круги как цветовые модели имели определенное значение для общего понимания цветовых закономерностей. Уже Делакруа пользовался цветовым кругом при подборе и гармонизации цветов. В его мастерской находилась картонка, на которой по кругу, как на циферблате часов, были нанесены краски всех цветов. Против красных по диаметру находились зеленые, против синих — желтые и т. д.

Но ни один из известных цветовых кругов на 24, 36 и более цветов не может соперничать по практическому значению в работе живописца с цветовым кругом В. М. Шугаева на 16 цветов. Его цветовой круг является цветовой моделью высокой практичности. Этот круг является равноступенным, математизированным и симметричным кругом, очень удобным при обучении учащихся и в работе живописца. При построении круга В. М. Шугаев исходил из четырех основных цветов: желтого, красного, синего и зеленого. Каждый из этих цветов является самостоятельным, ничем не похожим на другой. Дальнейшее построение производилось следующим образом: к желтому прибавлена 1/4 часть красного — получился желто-оранжевый (желтый покрасневший); к желтому прибавлена половина красного — получился оранжевый, а когда к желтому прибавили 3/4 красного — получили красно-оранжевый. Далее в круге стоит чисто красный цвет. В том же порядке к красному прибавляется синий, к синему — зеленый, к зеленому — желтый. В. М. Шугаев предупреждает, что все цвета круга должны быть равной светлоты. Свой круг он разрабатывал на материалах решения цветовых задач орнаментального характера (текстильное производство). Но этот круг оказался пригодным и даже незаменимым при решении цветовых задач любого характера: в живописи пейзажа, натюрморта, портрета, сюжетной картины, настенной росписи, т. е. везде, где художник применяет цвет.

С целью большего удобства в практическом примении цветового круга В. М. Шугаева мною произведена некоторая его модернизация: цвета не уравновешивались по светлоте, а бралась краска в чистом виде, как она есть в тубе: кадмий желтый светлый, средний, оранжевый, оранжево-красный, красный светлый. Некоторые краски высветлялись: кадмий пурпурный, кобальт синий, изумрудная зеленая. Зеленая и желто-зеленая составлялись, так как в чистом виде их нет. Вокруг каждого кружка, в котором показано образование цвета, мною помещено цветовое кольцо с результативным цветом. Цветовой круг В. М. Шугаева приобрел вид, показанный на рис. 84.

Рисунок 84
Рис. 84 Цветовой круг В. М. Шугаева (модернизация Ф. В. Ковалева)

 

Кроме понятий о цветах родственных и контрастных, В. М. Шугаев вводит понятие о цветах родственно-контрастных. Строение круга позволяет легко объяснить это понятие. Для удобства объяснения цвета пронумерованы. Третий цвет по кругу — оранжевый — состоит из красного и желтого; седьмой цвет — фиолетовый — из красного и синего. Оранжевый и фиолетовый по красному цвету — родственные, а по желтому и синему — контрастные. В целом они — родственно-контрастные. Такими являются пары цветов 2 — 8, 3 — 7, 4 — 6, 16 — 10, 1— 11, 14 — 12, 16 — 2, 15 — 3, 14 — 4, 12 — 6, 11 — 7 и 10 — 8. Эти пары цветов наиболее гармоничны, что обеспечивается природой их образования.

При создании пейзажа «Луг летом. Сенокос» (рис. 85) мною использованы четыре краски: для желто-зеленого луга — 16-я, для голубого неба — 10-я, для сине-фиолетового леса — 8-я и для песчаных дорожек — 2-я. Эти четыре краски, положенные на холст почти аппликативно, с использованием разбелов в облаках, дают ощущение солнечного света, знойного дня лета самим своим сопоставлением. Что представляют собой эти четыре цвета? 2-й и 8-й, 2-й и 16-й, 16-й и 10-й, 10-й и 8-й — родственно-контрастные. В то же время 2-й и 10-й, 16-й и 8-й — контрастные.

Рисунок 85
Рис. 85. Создание «настроения» сочетанием цветов на пейзаже Ф. В. Ковалева «Луг летом. Сенокос»

 

Как музыкант знает, какие звуки в сочетании дадут мажорный аккорд, а какие — минорный, так и живописец заранее предполагает, сочетание каких цветов даст необходимое ему «настроение».