Композиция светлотных тонов

светлого, среднего и темного в любом произведении живописи или графики также подчинено действию закона золотой пропорции. Наиболее гармонично сочетание величин площадей по тону, выраженных арифметически: 62, 24, 14 (24 + 14 = 38). Если в картине — 14 частей темного, 24 части светлого, то 62 части приходится на тон средней светлоты. «Троица» Рублева построена так, что в ней светлые тона составляют 14 частей, темные 24 части, все средние тона составляют 62 части (рис. 81). В картине И. Е. Репина «Не ждали» темные тона составляют 14 частей, светлые — 24, а средние (фоновые) — 62 части (рис. 82).

Пропорциональные отношения светлого, среднего и темного проявляются в любом изображении. Но всегда ли художник придерживается этих идеальных для глаза отношений светлотных тонов? Нет. Если художнику необходимо вызвать у зрителя желаемое ощущение и выразить определенную идею, он может отступить от нормы. Как можно найти гармоничные соотношения светлот в пейзаже (разработка автора), показывает рис. 83. На основании натурных впечатлений, этюдов и рисунков был разработан эскиз пейзажа в заданном формате и размере: 85x100 см. Затем были найдены размеры площадей для светлого и темного (14 и 24). Вместе они составили 38 частей. Фон (средний тон) составит 62 части. Следующий этап — аппликативное решение пейзажной композиции. После такой предварительной подготовки был написан пейзаж.

Рисунок 81
Рис. 81. Анализ отношений светлотных тонов в «Троице» А. Рублева

 

При разработке эскиза сюжетной картины также можно найти соотношение светлотных тонов по золотому сечению.

Размеры площадей светлотных тонов не всегда будут равны отношению 62:38:24:14. В пейзаже П. Оссовского «Родина» светлые тона неба и скошенного поля заполняют весь холст и только небольшие участки вспаханного поля у самого горизонта дают темные тона. Они занимают всего 4 части. Его пейзаж «Века проходят над Кремлем» изображает ночь. Лишь освещенные здания Кремля образуют небольшие участки светлого. Их оказалось тоже 4 части ко всей площади пейзажа.

Для нахождения пропорциональных величин площадей светлого, среднего и темного необходимо прямоугольник эскиза (картины) разделить линией золотого сечения, а затем провести диагональ. Пересечение диагонали с линией золотого сечения укажет точку для деления меньшего прямоугольника по золотому сечению. Нужные пропорции площадей найдены (рис. 84, а). В соответствии с эскизом можно разбросать светлое и темное (кусочки бумаги) по полю изображения и это даст возможность ориентироваться в количественных соотношениях светлого и темного (фон серый) (рис. 81, 83). Количественные отношения светлого, среднего и темного по занимаемым площадям могут проявиться и в отношениях тройной пропорции — 50:31:19 (или 5:3:2).

Знание закономерностей тонального решения картины повысит культуру художника, избавит его от ненужной траты сил на интуитивные поиски. На этапе разработки эскиза художник может «прикинуть» количественные отношения светлотных тонов по занимаемым площадям в пропорциях золотого сечения, но он не должен превращать это в механическую операцию. Окончательным судьей должен быть его глаз, который может потребовать внесения каких-либо поправок. Художникам известно, что отношения или величины, приемлемые в эскизе, бывают неприемлемы в большой картине.

Рисунок 82
Рис. 82. Анализ композиционно-ритмического строя и отношения тонов в картине И. Е. Репина «Не ждали»

 

Рисунок 83
Рис. 83. Гармоничные соотношения светлот в «Пейзаже с березами» Ф. В. Ковалева: а — аппликатнвное решение пейзажной композиции; б — завершение работы над пейзажем