Объективирование световых впечатлений

Искусствоведение и художественная педагогика делают большую ошибку, недооценивая роль естественнонаучных знаний. Сложилось убеждение, что в учении о работе глаза, зрительном восприятии все хорошо известно, поэтому ни искусствоведу, ни художнику-педагогу, здесь делать нечего. Неудивительно поэтому, что вне поля зрения художников и искусствоведов осталось разъяснение И. М. Сеченова об объективировании световых впечатлений. В «Физиологических очерках» он писал: «В чувстве боли, голода, жажды, усталости,в ощущении вкуса, запаха и слуха мы не чувствуем внешней причины вызвавшей ощущение, — оно чувствуется нами исключительно, как перемена в состоянии нашего тела. В осязательных же и зрительных впечатлениях от внешних предметов мы, наоборот, чувствуем не себя, не перемену в состоянии нашего тела, а предмет, вызвавший впечатление. То, что я вижу, стоит вне меня и называется внешним предметом. А между тем легко убедиться, что я вижу собственно не внешний предмет, а вынесенный наружу образ его, нарисовавшийся на сетчатке. ...В случаях ясного видения предметов мы видим собственно образ их на сетчатке и выносим их наружу в то самое место, где лежит внешний предмет. Это и называется объективированием световых впечатлений» 1.

Мы выносим наружу образ предмета, нарисованного светом на сетчатке. В этом легко убедиться, посмотрев на какой-либо предмет в лупу (рис. 30, а). Предмет остается на месте. Лупа же увеличивает угол поступления лучей в глаз, и образ на сетчатке рисуется большим. Затем этот образ выносится наружу, и мы видим предмет большим, чем он есть. Если посмотреть в театральный бинокль, будет то же самое. Если поставить бинокль перед глазами наоборот, предмет будет виден меньшим и далеко. Этим приемом пользуются некоторые художники, чтобы смотреть на картину, если в мастерской нет условий для отхода на нужное расстояние.

Рисунок 30
Рис. 30. Объективирование световых впечатлении: а — рассматривание предмета через лупу; б — совпадение внешнего предмета и вынесенного образа

 

Далее И. М. Сеченов объясняет, что вынесение наружу образа, нарисовавшегося на сетчатке, происходит по тем самым линиям, по которым строится изображение предмета в глазу. Вследствие этого вынесенный образ всегда совпадает с внешним предметом, так как глаз к нему приспособлен, на него направлены оси зрения обоих глаз (рис. 30, б). Все другие предметы, лежащие дальше или ближе рассматриваемого, правее или левее, видятся менее четко, потому что их изображения на сетчатке выносятся каждым глазом в иное место. И. М. Сеченов приводит для примера рисунок, который иллюстрирует это положение. Рассматривая картинки в стереоскопе, мы не видим сами картинки, а видим их образы, нарисовавшиеся на сетчатках и вынесенные наружу. Мы видим предмет, изображенный на картинках, впереди себя, перед стереоскопом. На рис. 31 показано, почему мы видим ухо нечетко, когда смотрим на нос.

Рисунок 31
Рис. 31. Четкое и нечеткое видении предметов

 

Рисунок 32
Рис. 32. Зрительные пути мозга

 

Большинство картин выдающихся художников построены так, что главный предмет (объект) сдвинут с середины холста вправо или влево и находится на линии золотого сечения прямоугольника картины. Такой сдвиг зрительного (смыслового) центра с геометрической середины холста обусловлен особенностями зрительного восприятия. Эта особенность, в свою очередь, связана со зрительными путями мозга (рис. 32). Образ предмета, на который направлен взор в данный момент, рисуется светом на желтом пятне (если предмет небольшой). Информация о полученном раздражении передается по зрительным нервам в зрительный центр мозга и в правое, и в левое полушарие. Информация с внутренней части сетчатки правого глаза поступает только в левое полушарие, а из наружной части сетчатки — только в правое. Таким же образом идут зрительные пути от левого глаза. В итоге поле желтого пятна представлено и в правом, и в левом полушарии. Правая часть поля зрения представлена только в левом полушарии, а левая — только в правом. На схеме видно, что участок слепого пятна, который не видит правый глаз, видит левый периферией своего поля ясного зрения, а участок слепого пятна, который не видит левый глаз, видит правый периферией своего поля ясного зрения. В результате этого в повседневной жизни при смотрении двумя глазами мы не замечаем пустот в поле зрения.

Так как поле слепого пятна представлено только в одном полушарии и довольно нечетко — на периферии поля ясного зрения — оно и является сигналом для мозга о нечеткости восприятия и о необходимости перевода взгляда в этот сектор для получения более полной зрительной информации. С перемещением главного луча зрения, естественно, переместилась и воображаемая картинная плоскость.

Когда мы рассматриваем что-то в натуре, глаз, фиксируя главное, всегда отдает предпочтение правой или левой части поля ясного зрения в зависимости от значимости видимого. Если значение видимого в обеих половинах поля ясного зрения одинаково, итог выбора зависит от ведущего глаза. Но когда художник организует изображение на плоскости холста, ему самому необходимо решить: какой части поля ясного зрения отдать предпочтение — правой или левой. Чтобы это предпочтение получилось верным, некоторую часть поля ясного зрения справа или слева необходимо отсечь. Этой частью поля является участок слепого пятна, так как он плохо видим. Достаточно отсечь этот участок на величину слепого пятна, т. е. на 6°, или, что то же самое, на 1/6 часть поля ясного зрения, и тогда глаз легко воспринимает центр и остальное поле (рис. 33, б). В рисунке «Ваза: два профиля» (рис. 33, в) мозг человека выдвигает две гипотезы: мы видим то вазу, то два профиля. В рисунке «Корыто» (рис. 33, г) мы видим корыто то дном вверх, то дном вниз. В рисунке «Елка» (рис. 33, а) мозг не может решить, какой части поля, левой или правой, отдать предпочтение. Отсечением поля на 1/6 часть мы помогаем мозгу решить эту задачу и выводим главный предмет на линию золотого сечения (рис. 33, б). В результате такой операции центр поля ясного зрения, где всегда находится рассматриваемый предмет, ушел из геометрического центра холста и вышел на золотое сечение. Поэтому правильнее говорить не о смещении центра внимания с геометрического центра картины, а об отсечении 1/6 части воображаемой картины.

Рисунок 33
Рис. 33. Геометрический центр картины и линия золотого сечения: а — главный предмет в геометрическом центре картины; б — главный предмет на лннии золотого сечения; в — рисунок «Ваза: два профиля» ; г — рисунок «Корыто»

 

Далее речь пойдет не об общетеоретических вопросах сочинения картины, а о том, как художнику распорядиться поверхностью холста, как организовать изображение для наилучшего восприятия зрителем, чтобы картина легко читалась. Другими словами назовем это практической композицией. Мы имеем в виду то, о чем говорил еще Гёте, что необходимо изучить законы, по которым мы видим, научиться превращать предмет в картину, т. е. претворять видимое в заполнение плоскости в картине.

Выше уже говорилось о том, что художники-мыслители догадывались о существовании законов композиции, непосредственно вытекающих из законов зрения.

1 Сеченов И. М. Физиологические очерки. — М.; Петроград, 1923.—Ч. 2. — С. 242 — 243.