Способы определения углов зрения при работе с натуры

Самый простой первый способ определения угла зрения в 36°, не требующий никаких инструментов,— это измерение при помощи четверти: конец большого пальца вытянутой вперед руки при расставленных большом и среднем пальцах, наводится на главный предмет. При этом конец среднего пальца указывает границу поля ясного зрения (18° по горизонтали). Такое же расстояние отмеряется четвертью влево, вверх и вниз. Рисующий уже имеет представление о границах поля ясного зрения (рис. 50, а).

Второй способ — определение угла в 36° при помощи так называемой «растопырки». В старой Академии художеств пользовались этим способом. Кисть руки приставляется к скуле ниже глаза, указательный и средний пальцы растопыриваются до предела. Видимое пространство в пределах между пальцами равно углу в 36°. О том же говорит и Ф. Г. Де-Лионде: «Если приставить к глазу совершенно раздвинутые два пальца левой руки — указательный и средний, то видимое между пальцами пространство будет то пространство, которое можно рисовать, не поворачивая головы и не напрягая глаз...» 1. Далее он пишет: «...если поставить перед собой на расстоянии вытянутой руки окружность, диаметр которой равняется 40 — 45 см, или квадратную рамку с внутренними сторонами длиной 40 — 45 см, то видимое через такое отверстие пространство будет то пространство, в пределах которого можно рассматривать все видимые предметы, не поворачивая при этом ни головы, ни глаз» 2.

Рисунок 50
Рис. 50. Практические способы определения углов зрения при работе с натуры: а — при помощи четверти; б — перспективной сеткой; в — при помощи зрительной пирамиды

 

Третий способ. Смотрим одним глазом на главный предмет и отводим в сторону вертикально поставленный карандаш. Исчезновение, а затем появление карандаша (когда он попадает в сектор слепого пятна и выходит из него) укажет наружную границу поля ясного зрения. Такое же расстояние нужно взять в противоположную сторону, вверх и вниз от главного предмета.

Существуют и другие способы определения угла зрения в 36°. Можно пользоваться делениями, нанесенными на верхнем крае альбомного листа. Центральное деление наводится на главный предмет (смотреть одним глазом), альбом приближается или удаляется от глаза на расстояние, при котором зачерненное деление совпадает с сектором слепого пятна. В натуре замечаются ориентиры, совпадающие с делениями на листе, которые потом помогут взять все пропорции в рисунке. Хорошо, если рисующий потратит несколько минут на выполнение композиционного наброска. Это облегчит выполнение рисунка в размере или живописного этюда.

Перспективную сетку-угломер можно изготовить из фанеры (рис. 50, б), а лучше — из прозрачного пластика. Ее удобно носить в альбоме, при необходимости положить на землю, так как она не боится влаги. Такая сетка бывает размерами 10X10, 25X25 или 38X38 см. Большую сетку приходится держать на расстоянии вытянутой руки. Все деления на пластине наносятся процарапыванием.

Из куска фанеры или плотного картона вырезается треугольник с углом при вершине, равным 36°. Сторона, противоположная вершине, делится на 6 равных частей. В каждое деление вбивается маленький гвоздик, шляпки удаляются. Вершина треугольника обрезается, чтобы эти «грабельки» можно было приставить к глазу под нижним веком. Воображаемая вершина угломера должна совпадать с центром хрусталика. Главный луч зрения направляется на предмет через средний гвоздик. Крайние укажут границы поля ясного зрения. Каждое деление такого угломера равно 6°. Можно изготовить зрительную пирамидку из кусков плотного картона (рис. 50, в) с крестовиной из ниток. Чтобы удобно было носить ее с собой, она делается складной.

Каждый художник, уяснивший метод определения поля ясного зрения при помощи слепого пятна глаза, сам придумает всякие другие способы, удобные для него. В. Гильде в своей книге «Зеркальный мир» (М., 1982) описывает способ глазомерного определения углов. Смотреть нужно одним глазом на большой палец вытянутой перед собой руки, используя его как визир. Если затем открыть прежде закрытый глаз, а второй зажмурить, то палец отскакивает в сторону на 6°. Величина этого угла одинакова у всех людей. При работе с натуры этот способ удобен, так как не требуется никаких измерительных инструментов.

Рисунок 51
Рис. 51. Перспективная сетка — угломер

 

Разбив поле воображаемой картины сеткой, каждая клетка которой соответствует угловой величине 6°, мы получим перспективную сетку, аналогичную сетке Альбрехта Дюрера. Заметим, что в сетке Дюрера тоже шесть клеток. Это и не удивительно. Если Дюрер даже и не соотносил ширину клетки с угловой величиной, то его рекомендация сделать рамку сетки такого размера, чтобы она находилась от глаза на расстоянии вытянутой руки, приводит к тому же результату (рис. 51). Указанная рамка с сеткой может быть видоискателем и угломером. Крестовина рамки наводится на главный предмет, на который необходимо смотреть в это время одним глазом, а рамка отводится от глаза на такое расстояние, при котором черный кружок попадает в сектор слепого пятна и становится невидимым. Края рамки при этом укажут границы поля ясного зрения видения. Размеры предмета в пределах рамки соответствуют размерам образа на сетчатке. Некоторые молодые художники считают кощунственным пользоваться какими-либо механическими приспособлениями при работе с натуры, полагая, что это противоречит статусу свободного художника, творящего интуитивно. А между тем, даже такой художник, как Ван Гог, пользовался перспективной рамкой. В письме брату Тео он писал: «...Я заказал новую и, надеюсь, лучшую перспективиую рамку, которую можно установить на неровной почве дюн с помощью двух подставок» 3. Не обязательно всегда пользоваться перспективной сеткой — угломером. Она нужна до тех пор, пока рисующий почувствует границы поля ясного зрения и усвоит ту простую истину, что в композиционное изображение можно и нужно включать пространство в пределах 36°

П. П. Чистяков справедливо гордился своим вкладом в разработку научного понятия картинной плоскости. За прошедшее столетие естественные науки обогатили наши знания о мозге, глазе, его строении и работе, о закономерностях зрительного восприятия. Это позволяет подняться на новую ступень научного понимания картинной плоскости, сделав ее стабильной, соответствующей полю ясного зрения в 36°, что изображено на рис. 52 (а, б, в).

Рисунок 52
Рис. 52. Научное понятие картинной плоскости: о — поле ясного зрения (воображаемая картина); б — художник и воображаемая картина (макет); а — воображаемая и реальная картины

 

1 Цит. по; Янушевский С. К. Техническое рисование. — К. — М., 1957. — С. 47.

2 Там же. — С. 47.

3 Ван Гог. Письма — Л.; М., 1966. — С. 115.