Рисунок и перспектива — М. В. Фёдоров

«Наука живописи... — мать перспективы, т. е. [учения] о зрительных линиях».
Леонардо да Винчи

Введение

Рисуя с натуры окружающие предметы, мысленно сопоставляя их размеры, определяя на листе те или иные соотношения, мы всегда руководствуемся законами перспективы и добиваемся благодаря этому правдивого и верного изображения действительности. Твердые знания законов перспективы обязательны для каждого художника и архитектора. Практическое значение теории перспективы в изобразительном искусстве и архитектуре общеизвестно.

Ошибки в рисунке, отсутствие сходства между изображением и оригиналом во многих случаях являются следствием нарушения правил линейной перспективы. При этом нарушается не только внешнее сходство, но также правдивость и убедительность рисунка в целом. Указания подобного рода можно встретить почти в каждой книге, посвященной вопросам рисунка или перспективы.

Все это так. Однако не всем современным архитекторам и художникам, в том числе и некоторым опытным мастерам рисунка, известны другие, не менее знаменательные факты, достойные особого внимания и всестороннего изучения. Факты эти свидетельствуют о том, что современная теория линейной перспективы далеко не так совершенна, как многие себе представляют. Факты подтверждают также, что ряд положений существующей теории линейной перспективы не выдерживает строгой критики как с точки зрения новейших данных психологии и физиологической оптики, так и с позиций изобразительной практики в целом.

К сожалению, многие не вполне достоверные теоретические положения, содержащиеся в теории линейной перспективы, широко распространены среди наших художников, архитекторов и преподавателей рисунка. В настоящее время они многократно повторяются и излагаются как в устной форме, так и в ряде современных руководств и пособий по рисунку и перспективе.

Несомненно, что такой некритический подход к теории линейной перспективы, а также неправильное освещение вопроса о взаимоотношении рисунка и перспективы, допускаемое некоторыми исследователями, наносят ущерб нашей художественной практике.

В свете поставленных вопросов задача настоящей работы состоит в том чтобы вскрыть и внимательно изучить недостатки существующего метода перспективных построений и теории линейной перспективы. Признавая большую практическую ценность этого метода, требуется, однако, противопоставить ему ряд новых рекомендаций по построению перспективных изображений, опирающихся на конкретные данные изобразительной практики, а также на дальнейшую теоретическую разработку вопроса в целом.

Главная роль в проведенных исследованиях была отведена изучению богатой практики реалистического рисунка с натуры — рисунка, задачей которого является правильная передача зрительных впечатлений о форме и расположении предметов в пространстве.

Необходимо отметить, что практика реалистического рисунка с натуры понимается нами как активный целенаправленный процесс, объединенный общностью поставленных задач и подчиненный определенным закономерностям. Анализ этой практики должен отразить в себе весь многогранный опыт рисования с натуры, и поэтому данные подобного анализа могут служить известным эталоном и критерием правильности существующих теоретических положений и рекомендуемых методов перспективных построений.

Нам кажется, что содержащиеся в книге исследования и предложения будут в известной мере способствовать повышению профессионального уровня мастерства в области изобразительной практики.

Специальная разработка отдельных вопросов теории перспективы имеет большое значение и в других областях искусства, а также в архитектуре, где от перспективного изображения требуется не только наглядность и убедительность, но и максимальная точность передачи реального вида проектируемого здания.