Изучение рисунков и набросков

Внимательно изучая рисунки и наброски с натуры, и выделяя среди них наиболее достоверные по характеру объемно-пространственной передачи, можно обнаружить в них ряд последовательных нарушений правил перспективной проекции, которые можно рассматривать как закономерное явление. Нарушения подобного рода имеются в произведениях М. Н. Воробьева, А. П. Брюллова, В. Д. Поленова, В. В. Верещагина, И. Е. Репина, В. А. Серова и других мастеров рисунка. Среди наиболее часто встречающихся отклонений от правил геометрической перспективы необходимо выделить несколько особенно характерных видов, а именно:

  • плавное искривление прямых линий;
  • применение нескольких точек схода для объективно параллельных прямых;
  • преувеличение проекционных размеров предметов дальнего плана.

Чтобы отчетливее представить себе, каким образом возникают отклонения указанных видов и чем обусловлены их закономерности, остановимся более подробно на некоторых специфических трудностях пространственной передачи встающих перед рисующим при больших углах зрения на объект. Именно при рисовании в этих условиях наиболее ярко проявляются подобного рода нарушения, и в первую очередь отклонения первых двух видов: применение нескольких точек схода и искривление прямых линий.

На рисунке 38 представлено условное изображение бокового фасада здания Биржи в Санкт-Петербурге, выполненное при горизонтальном угле зрения в 66°. На первый взгляд кажется, что подобное изображение лишено правдивости. Однако искаженным оно выглядит лишь в целом. Если же рассматривать его отдельные фрагменты, например, только две первые колонны с антаблементом или несколько колонн правого, дальнего плана, то мы убеждаемся, что каждая из этих частей передана в общем, вполне правдоподобно.

Условный фрагментарный рисунок бокового фасада здания Биржи

Рисунок 38. Условный «фрагментарный» рисунок бокового фасада здания Биржи, выполненный с близкой точки зрения (смотрите план, точка O)

Именно такой фрагментарной правильности изображения и добивался в данном случае автор рисунка. Последовательность его работы можно было бы представить приблизительно так. Сначала были нарисованы две первые колонны ближнего плана. Затем к ним была присоединена третья колонна, которая благодаря большей удаленности по сравнению с предшествующими несколько сократилась в размерах. К третьей колонне была присоединена следующая с соответствующим сокращением, и так далее до последней.

Получившееся в итоге значительное искривление горизонтальных линий на рисунке явилось вполне закономерным следствием фрагментарного восприятия рисующим архитектурного сооружения и его элементов, например частей антаблемента, расположенных в различных ракурсах по отношению к зрителю. Различия перспективных наклонов отдельных отрезков горизонтальной прямой к горизонту всегда можно зафиксировать также, фотографируя с одного и того же пункта наблюдения ряд фрагментов здания поочередно (рисунок 39).

Фотоснимки ближней к зрителю и дальней части Биржи с той же точки наблюдения

Рисунок 39. Фотоснимки ближней к зрителю и дальней части Биржи с той же точки наблюдения

Если же попытаться сопоставить затем несколько подобных снимков друг с другом, то контуры зданий будут представлять собой ломаную кривую линию. Снимок объекта в целом можно получить, конечно, и не поворачивая оси аппарата (рисунок 40). Однако и такое изображение будет выглядеть в значительной степени искаженным, так как деформированной окажется не только общая форма здания, но и вид его отдельных частей, например колонн и капителей ближнего и дальнего плана.