Интерьеры и улицы, часть 2

Наличие указанных особенностей в рисунках определяет и своеобразную систему расположения проекционных поверхностей, необходимых для построения аналогичных изображений. Анализ устанавливает четыре проекционные поверхности, положение которых в плане показано на рисунке 51.

Результаты сопоставления проекционных поверхностей в плане, используемых для построения интерьеров и улиц

Рисунок 51. Результаты сопоставления проекционных поверхностей в плане, используемых для построения интерьеров и улиц. Толстой штриховой линией намечено среднее рекомендуемое положение проекционной поверхности

Две из них, пересекающие план в поперечном направлении, служат для определения проекционных размеров горизонтальных отрезков ближнего и дальнего планов. Две другие — для выявления перспективных сокращений высот фасадов боковой застройки. Такая система расположения проекционных поверхностей обнаруживается при анализе рисунков интерьера собора св. Марка в Венеции, выполненного Г. Косяковым (приложение, рисунок 100, 101), и других представленных изображений.

Сопоставление результатов анализа приведенных рисунков (рисунок 51) позволило установить следующую закономерность в расположении проекционных поверхностей.

Поверхности для определения перспективных сокращений горизонтальных отрезков близки к установленной нами ранее форме, а именно: они представляют собой дуги окружностей, центры которых находятся на оси Y; при этом точка зрения O расположенная на той же оси, делит радиусы этих окружностей в отношении 2:3. Аналогичной по форме является также поверхность для определения перспективных сокращений высот фасадов боковой застройки или стены, расположенной по отношению к зрителю в меньшем ракурсе (на приведенной схеме слева). Центр этой дуги лежит на оси X, а точка зрения делит радиус в отношении 2:3, причем между точкой зрения и центром дуги, как и в первом случае, заключена меньшая часть радиуса, равная двум частям.

Этих данных вполне достаточно для определения положения четвертой проекционной поверхности, являющейся боковой стороной образовавшейся трапециевидной фигуры, следовательно, и всей системы размещения проекционных поверхностей. Следует отметить, что при построениях перспективы интерьера проекционные поверхности могут заменяться соответственно расположенными плоскостями, так как на рисунках интерьеров искривление прямых линий в ряде случаев отсутствует.

Приведенный анализ рисунков отдельных зданий, ансамблей, высотных сооружений, интерьеров и т. д., а также сделанные обобщения полученных данных подтверждают возможность использования рисунков с натуры как критерия правильности перспективных построений. Данные анализа неопровержимо доказывают объективный характер ряда отклонений от правил линейной перспективы. Установленные в результате анализа форма и положение проекционных поверхностей позволяют в свою очередь разработать последовательную систему построения перспективных изображений, тождественных рисунку с натуры для объектов различной формы.

Вместе с этим необходимо отметить, что проекционная поверхность установленной формы используется в процессе построения как «вспомогательная» поверхность. И поэтому она является в некотором смысле условной, значительно отличаясь по своей сущности от картинной проекционной поверхности в обычном понимании этого термина. Это отличие заключается, прежде всего, в том, что вспомогательная поверхность позволяет получить лишь основные конструктивные размеры и элементы изображения, соответствующие рисунку с натуры, в то время как картинная поверхность при обычных построениях дает возможность получить путем проекции полный перспективный вид изображаемого объекта, включая его отдельные детали.

Ниже мы переходим к изложению конкретных примеров построения перспективных изображений объектов различной формы. Здесь, конечно, невозможно охватить все встречающиеся на практике случаи перспективных построений. Эти материалы должны лишь ознакомить читателя с основными принципами предлагаемого метода, которыми необходимо руководствоваться при построении перспективных изображений, тождественных рисунку с натуры.