Углы зрения

Рассматривая вопросы перспективы в специальной главе «Законы линейной перспективы в применении к рисованию», авторы этой работы указывали: «Работая над большими картинами, необходимо точно прочерчивать перспективу входящих в композицию крупных многогранников, а в натурных зарисовках достаточно на глаз проверить правильность перспективных построений, руководствуясь указанными здесь общими правилами (линейной перспективы) и пользуясь вспомогательными линиями».

По мнению авторов, правильный перспективный рисунок столь точно передает перспективные сокращения в соответствии с законами линейной перспективы, что на рисунках, выполненных учащимися при больших углах зрения, получаются те же ошибки, что и на фотографиях, снятых на слишком близких расстояниях.

Характерно, что подобное отождествление перспективного рисунка с фотоснимком допускают не только авторы указанной книги. Подтверждением этому может служить, например, изображение комнаты, приведенное в книге Е. С. Кондахчана «Методика преподавания рисунка в средней школе» (рисунок 11). Это искаженное изображение дается автором книги в качестве иллюстрации правильного перспективного построения, которому должны следовать учащиеся при рисовании интерьеров с натуры. Ссылаясь на аналогичные рисунки, автор здесь же указывает, что основная задача ознакомления с теоретической перспективой — проверка выполненных с натуры или по представлениям рисунков.

Искаженное изображение комнаты в перспективе

Рисунок 11. Искаженное изображение комнаты в перспективе

Подводя некоторые итоги, необходимо подчеркнуть следующие два положения, которые в той или иной форме находят свое выражение в большинстве современных работ и пособий по рисунку и перспективе.

Во-первых, считается общепризнанным фактом, что в пределах нормальных углов зрения до 30-40° перспективные изображения, полученные путем проекции предметов на плоскость, передают зрительный образ с большой точностью, не содержат искажений и, следовательно, совпадают с результатами рисунка с натуры.

Во-вторых, считается также признанным, что при углах зрения, превышающих 40-50°, на перспективных изображениях и при фотографировании неизбежно возникают искажения величины и формы предметов. Указывается, что деформации подобного рода имеют место не только в построениях, но и при рисовании с натуры при тех же углах зрения. Отсюда и делается вывод о том, что получение правильных, неискаженных изображений и рисунков при углах зрения, превышающих нормальные, считается в целом задачей невыполнимой.

К такому неутешительному выводу приходит ряд современных исследователей, и в частности И. П. Машков в своей книге по линейной перспективе.

«Расхождение физиологических свойств нашего зрения и математических основ теории перспективы, как-то: замена двух глаз одним идеальным глазом, двух зрительных осей — одним центральным лучом, шаровой поверхности — касательной к ней плоскостью и пр., приводит к заключению, что абсолютно точного изображения предметов в перспективе не может быть».

Как мы увидим в дальнейшем, приведенные выше положения, пользующиеся известной популярностью в настоящее время, не могут быть, однако, признаны вполне справедливыми. Факты, наблюдения и, главное, практика реалистического рисунка с натуры с полной очевидностью доказывают, что не все виды возникающих при построениях искажений могут быть устранены путем ограничения углов зрения на объект и что, с другой стороны, имеется большое число прекрасных по своей правдивости и точности пространственной передачи рисунков с натуры выполненных крупнейшими мастерами изобразительного искусства, при углах зрения значительно превышающих «нормальные» пределы.

Следует также отметить, что допускаемое отождествление результатов перспективных построений и рисунка с натуры приводит к полному отрицанию явлений и фактов константности восприятия, которые нельзя голословно отрицать. Вопрос о том, находят ли некоторые факты константности восприятия свое закономерное и последовательное выражение в рисунках с натуры, должен быть поставлен и решен путем конкретного анализа картин и рисунков с натуры. Ведь если «психологическую» перспективу оценивать не как чисто субъективное непостоянное явление, то ее определенные закономерности, если таковые действительно имеются, должны неизбежно получать отражение в натурных зарисовках художников и архитекторов.