Особенности процесса рисования

Важнейшую сторону процесса графического изображения составляет восприятие изображения на плоскости. Восприятие предмета в натуре и восприятие его изображения по своей природе различны. Наше зрение никогда не смешивает восприятие реального предмета с восприятием его изображения. Рисунок мы воспринимаем, прежде всего, как двухмерное изображение предмета. Однако в результате совместной длительной работы и взаимодействия сетчатки глаза и тех нервных аппаратов, которые обеспечивают восприятие объемной формы предмета, этот рисунок воспринимается зрителем как трехмерный.

Здесь сказывается взаимодействие приобретенных ранее благодаря предшествующему опыту прочных нервных связей, возникновению которых в значительной мере способствует и сама изобразительная практика. Таким образом, в изображении уже заложена, в той или иной мере, возможность увидеть образ реального предмета. Чем точнее изображение передает образ восприятия, тем легче зритель понимает его, познает характерные качества объекта.

Проведенное выше рассмотрение некоторых особенностей процесса рисования позволяет теперь перейти к непосредственному анализу рисунков с натуры различных авторов, целью которого является:

  • выявить конкретную форму различий, существующих между рисунками и проекционными изображениями, полученными с тех же точек зрения на соответствующий объект;
  • установить характер объективных закономерностей, которым эти различия подчинены;
  • установить форму и систему расположения проекционной поверхности, которую можно было бы использовать при построении перспективных изображений, тождественных по своему виду соответствующим рисункам с натуры;
  • разработать основы метода построения перспективных изображений, тождественных рисунку с натуры, для объектов различной формы.

Помимо рисунков с натуры для проведения подобного анализа необходимо было иметь чертежи планов и фасадов изображенных объектов, а также соответствующие данные о местоположении рисующего. При отсутствии чертежей объектов их расположение и форма замерялись в натуре. Положение точки зрения для рисунков, специально выполненных для анализа, также всегда фиксировалось на плане соответствующего участка.

При определении точки зрения для картин и рисунков других авторов в тех случаях, когда по той или иной причине руководствоваться натурными наблюдениями не представлялось возможным, приходилось ограничиваться только анализом графического материала.

Местоположение рисующего определялось по величине и характеру закрытий отдаленных частей объекта ближними. На рисунке обычно можно обнаружить места, в которых одна часть здания оказывается частично закрытой другой или один объект заслоняет другой. Пункты этих закрытий отмечались в плане. Через полученные точки и точку зрения проводились прямые, пересечение которых и устанавливало положение точки зрения. Кроме описанного выше способа, иногда использовались и другие данные, специфичные для каждого отдельного случая.

После того как была найдена точка зрения, устанавливалось положение проекционной поверхности, использование которой позволило бы воспроизвести путем построения соответствующее рисунку линейное перспективное изображение.

Система расчета, которой приходилось руководствоваться при определении положения проекционной поверхности, основана на законах проекционной зависимости между удалением объекта и степенью сокращения проекционного изображения. Для пояснения системы подобного расчета обратимся к схеме одного из таких рисунков.

Прежде всего, исходя из данных обмера, определяем точное местоположение рисующего относительно изображаемого объекта. Положение это фиксируется углами зрения, которые в плане, считая от оси, перпендикулярной к фасаду объекта, равны B1 = 28° и B2 = 64° (рисунок 44). Вертикальные углы зрения на вершине ближнего и дальнего углов здания соответственно равны: a1 = 16,5° и a2 = 9°.

Расчетная схема для определения положения проекционной поверхности в плане

Рисунок 44. Расчетная схема для определения положения проекционной поверхности в плане, используемая при анализе рисунков с натуры

Если расположить проекционную поверхность в плане по дуге окружности A’C, которая является следом сферической проекционной поверхности, то полученное перспективное изображение будет соответствовать проекционному изображению объекта на сетчатке глаз. Проекция на вертикальную плоскость при расположении в главной точки картины посередине угла зрения в плане на фасад здания в своих основных чертах также будет совпадать с проекционными изображениями на сферической поверхности.

При сравнении указанных изображений с рисунком мы устанавливаем их существенные различия. Рисунок (фигура A0 B0 B’0 A’0), наиболее верно передаёт перспективные сокращения, видимые рисующим. Проекции на плоскость и сферическую поверхность значительно усиливают ракурс и сокращения, изменяя тем самым представление зрителя о пропорциях и размерах объекта.