О недостатках существующего метода перспективных построений

Метод центральной проекции, как мы видели выше, строится на ясных геометрических принципах. Он весьма прост в своих основах и удобен в практическом использовании. Несмотря на все его неоспоримые достоинства, необходимо, однако одновременно констатировать и наличие известного несоответствия его геометрической основы действительному характеру сложного психофизического процесса зрительного восприятия.

Результатом указанного несоответствия и являются возникающие при построениях нарушения достоверности и правдивости перспективных изображений. Эти нарушения не могут быть отнесены к случайным ошибкам или неточностям построения. Совершенно очевидно, что нарушения и несоответствия подобного рода должны рассматриваться нами как искажения и деформации, неизбежно возникающие при центральной проекции предметов на картинную плоскость.

Искажения и деформации перспективных изображений по характеру своего проявления могут быть подразделены на две группы: искажения легко различимые, бросающиеся зрителю в глаза, и искажения малозаметные, неявные, остающиеся иногда не выявленными даже при внимательном осмотре изображения.

Искажения первой группы могут быть обнаружены при изучении деталей фотоснимка, расположенных на периферических участках изображения и имеющих неестественные очертания (рисунок 13). Так, при проекции кругов, расположенных в горизонтальной плоскости (поперечных сечений и капителей колонн, барабанов куполов и т. д.), можно видеть, что на перспективных изображениях и фотоснимках эти окружности принимают вид эллипсов с наклонной продольной осью. В результате этого очертания куполов и шаров приобретают искаженные, несимметричные очертания. В действительности же проекция круга, находящегося выше или ниже горизонта, при восприятии в натуре представляется зрителю расположенной строго горизонтально. Точно также шар никогда не воспринимается в форме эллипса. В этом можно убедиться путем непосредственных проверок и наблюдений.

Примеры деформаций архитектурных форм на фотоснимках

Рисунок 13. Примеры деформаций архитектурных форм на фотоснимках

Аналогичным образом прямой угол здания, расположенный в горизонтальной плоскости и обращенный к зрителю своей вершиной, всегда виден в перспективе как тупой. Лишь в крайних случаях при расположении подобного угла над головой зрителя, в зените, или внизу, в плане, то есть при полном отсутствии перспективного сокращения и ракурса, он виден как прямой. На фотографиях и перспективных изображениях нередко, однако, наблюдается обратное явление. Прямые углы здания, лежащие в горизонтальной плоскости, искажаются и становятся острыми (рисунок 14, вверху). Подобным же искажениям могут подвергаться прямые углы зданий и сооружений, лежащие в вертикальной плоскости, если съемка производится при наклонном расположении оси аппарата (рисунок 15, внизу).

Примеры искажения прямых углов на периферических участках изображения при фотографировании

Рисунок 14. Примеры искажения прямых углов на периферических участках изображения при фотографировании

В отличие от указанных случаев, деформации второй группы имеют место тогда, когда искажается общее впечатление зрителя о размерах и форме объекта. Так, например, здания и сооружения на перспективных изображениях нередко кажутся зрителю более крупными по размерам, чем в натуре (рисунок 15). Иногда, даже сравнительно небольшие помещения выглядят на фотоснимках похожими на большие залы (рисунок 16). К этой группе искажений следует относиться особенно осторожно, так как указанные несоответствия могут быть выявлены лишь при непосредственном ознакомлении с представленным объектом в натуре.

Кажущееся увеличение размеров и протяженности сооружений на фотоснимках

Рисунок 15. Кажущееся увеличение размеров и протяженности сооружений на фотоснимках

Интерьер малометражной квартиры

Рисунок 16. Интерьер малометражной квартиры

Наиболее наглядными фактами, иллюстрирующими возникновение искажений, могут служить примеры деформации тел вращения. Так, например, если спроектировать на фронтальную плоскость шары, цилиндры или конусы, строго придерживаясь правил линейной перспективы, то, как видно на рисунке 17, эти фигуры будут иметь деформированный вид. Удаленные вправо и влево от зрителя цилиндры и конусы, вместо того чтобы сократиться в размерах, наоборот, заметно увеличиваются в поперечнике. Верхние и нижние основания цилиндров получают при этом неестественное наклонное положение. Наконец, шары, которые в натуре, как мы знаем из опыта, представляются нам с любой точки зрения по своим внешним очертаниям окружностями, на изображении примут вид вытянутых эллипсов. Подобные изображения не только мало наглядны, но даже просто неправдоподобны.