Анализ рисунков с натуры

Какие же характерные особенности отличают рисунок с натуры от механического способа перспективных построений на плоскости?

Когда перед нами встает такой вопрос, то, естественно, вспоминается ряд примеров, свидетельствующих о закономерном нарушении правил перспективы в картинах и рисунках художников. Данные об этих явлениях, которыми располагает современная наука, не очень многочисленны и разнообразны. Относятся они главным образом к произведениям живописцев эпохи Возрождения. Подобные анализы большей частью производились искусствоведами. Причем на первый план исследователи перспективных построений обычно выдвигали вопрос о том, как от неточной, приблизительной передачи перспективных явлений живопись в течение короткого периода перешла к их правдивой и естественной трактовке.

Однако даже при подобной постановке вопроса, как мы видели выше, исследователи не прошли мимо ряда фактов, характеризующих допускаемые отклонения от математических правил как преднамеренно вносимые коррективы, имеющие определенный художественный смысл и значение.

Все же в целом вопрос о причинах применения подобных поправок в ряде случаев оставался не вполне выясненным. Не подвергались, к сожалению, каким-либо специальным исследованиям в этом направлении и работы западных мастеров более позднего периода — XVII-XIX веков, прекрасно знавших правила перспективных проекций и вместе с этим также не всегда следовавших установленным теорией рекомендациям.

Наконец, большим пробелом в области теоретического изучения русского изобразительного искусства было почти полнейшее отсутствие сколько-нибудь систематизированных данных о творческой, практической разработке вопросов перспективы крупнейшими мастерами русской живописи XIX века.

А ведь последние в своих произведениях и рисунках оставили для исследователей перспективы интереснейший и богатейший материал, иллюстрирующий вдумчивый, творческий подход мастеров рисунка XIX века к практическому освоению законов перспективы. Вместе с этим, как и у живописцев Возрождения, в картинах и зарисовках русских художников обнаруживаются последовательные отклонения от правил линейной перспективы.

Не все, конечно, допущенные художниками отклонения представляют собой преднамеренные перспективные коррективы. Имеется, несомненно, много случайных, субъективных неточностей рисунка или же, напротив, специально внесенных поправок, умышленно допущенных из композиционных целей и не только не способствовавших правильности пространственной и перспективной передачи, но заведомо нарушавших ее. Такого рода отклонения допускаются, например, известным русским художником начала XIX века Ф. Я. Алексеевым при изображении видов Петербурга. Пользуясь перспективным построением и натурными зарисовками, он стремился не просто точно передать вид той или иной части города, но и создать определенную композицию, выразительность которой нередко достигалась путем перекомпоновки изображенных объектов. Значительным приближением к зрителю зданий дальнего плана или, наоборот, перемещением их на еще большую глубину, изменением расположения построек и т. д.

Нас, однако, интересуют отклонения от правил перспективы другого рода. Отклонения, подчиненные определенным закономерностям и допускаемые художникам не из каких-либо соображений композиционного или случайного, субъективного порядка, а возникающие из желания рисующего наиболее правдоподобно передать общий вид изображенных объектов, сохранив максимальное сходство с натурой.