Заключение

Рисунок и перспектива. Каково взаимоотношение этих двух родственных друг другу понятий? Рисунок ли должен следовать строгим правилам геометрической перспективы или же, напротив, перспектива как научная дисциплина должна существовать и развиваться на основе обобщения богатого опыта изобразительной практики?

Исторически взаимоотношение рисунка и перспективы не было постоянным. Теория перспективы была создана архитекторами и живописцами эпохи Возрождения. Поэтому не случайно именно живопись называет Леонардо да Винчи матерью перспективы.

Сейчас многое изменилось. Перспектива из науки о зрении превратилась в одну из отраслей проективной геометрии. Современного перспективиста-математика фактически уже не интересует, как человек видит предметы и как изображает их при рисовании с натуры. Правила перспективы выводятся строго математическим путем, и то, что эти правила приходят иногда в противоречие с практикой реалистического рисунка, объясняется большей частью отдельными неточностями и субъективными ошибками рисующих.

Однако не математика, а законы зрительного восприятия и, в конечном счете, практика реалистического рисунка должны служить основой и критерием достоверности и правдивости перспективных построений. В новых исследованиях уже невозможно игнорировать эту практику и новые данные психологии восприятия. Поэтому перспектива как наука о законах реалистического изображения пространственно расположенных предметов сейчас уже не может развиваться и существовать как изолированная от художественной практики отрасль проективной геометрии, как абстрактная математическая наука.