Процесс восприятия
Явление константности восприятия величины и формы позволило психологам высказать мысль о существовании так называемой психологической перспективы. Современная западная психология оценила, однако, этот вопрос с односторонних феноменалистических позиций. В изложенных выше фактах и наблюдениях западные исследователи видели, прежде всего, доказательство полного отсутствия зависимости зрительного образа от характера формы и действительных размеров объекта. Считалось установленным, что видимая величина и форма не совпадают ни с действительной величиной предмета, ни с его проекционной, то есть перспективной, величиной, полученной путем центральной проекции на плоскость или сферу. На этой основе ощущения и восприятия объявлялись полностью субъективными, а изменения зрительного образа — подчиненными законам особой «психологической» или «субъективной» перспективы, для каждого человека своеобразной и преобразующейся под влиянием как внешних, так и внутренних, душевных факторов.
Таким образом, процесс восприятия трактовался здесь как чисто субъективное переживание, являющееся порождением субъекта, а не как процесс отражения реальной действительности. При этом и сама направленность художественного творчества ставилась в полную зависимость от воли и желания субъекта, «свободно выражающего свои чувства». В отношении изобразительной задачи эти теории приводили к отрицанию перспективы как науки о законах изображения предметов на плоскости. Они широко открывали дверь для модернистских, формалистических течений буржуазного искусства.
Указанная трактовка явлений константности восприятия была справедливо подвергнута критике в работах советских психологов, которые показали, что зарубежные исследователи в своей концепции отрывают образ от действительности, противопоставляют «идею» предмету. Вследствие этого между восприятием и реальным предметом возникала непреодолимая преграда. Наши образы принимали вид субъективных символов, иероглифов, ничего общего не имеющих с объективной действительностью. В результате внешний мир исчезал, и его полностью заменяли образы и ощущения. Очевидно, что подобные рассуждения приводили в итоге к агностицизму и идеализму.
Рисунок 9. Проекционный принцип работы глаза. Зависимость величины изображения на сетчатке от угла зрения на предмет
В противоположность изложенной трактовке вопроса явление константности восприятия было оценено советскими психологами, прежде всего как результат приспособления человека и его органа зрения к правильному отражению действительности к адекватному восприятию размеров и формы. Мы воспринимаем предметы такими, каковы они действительно есть. Этим и обусловливается постоянство, константность наших восприятий.
Эта в основе правильная оценка явления константности восприятия не была, однако, исчерпывающей. Требовалось не только объяснить причины константности, но и вскрыть закономерности, которым это явление подчинено. Необходимо было доказать также, что несоответствие перспективных сокращений угловому закону есть не случайное субъективное отклонение, а вполне закономерный факт, имеющий строгое психофизиологическое обоснование. Следовало также показать, что теория «субъективной» перспективы находится в противоречии с практикой реалистического рисунка с натуры и с основными принципами линейной перспективы. Последнее обстоятельство и было использовано доктором педагогических наук (по психологии) Н. Н. Волковым для критики идеалистических позиций зарубежных исследователей в вопросе о константности восприятия величины и формы.
В своей книге «Восприятие предмета и рисунка» Н. Н. Волков указывает, что сходство изображения с оригиналом может быть достигнуто лишь при условии строгого соблюдения законов перспективы и что практика реалистического рисунка с натуры является конкретным доказательством использования этих законов в творческой деятельности художников и живописцев.