Выводы о рисовании с натуры

Наконец, перспективное искривление горизонтальных линий можно отчетливо наблюдать, встав перед протяженным фасадом здания против его центра. Бели при этом мысленно продлить линию карниза в обе стороны, то в перспективе такая прямая пересечет горизонт в двух диаметрально противоположных точках. Так как прямая эта не сливается с горизонтом, то она получает в перспектив искривление, которое возникает вследствие постепенного уменьшения высоты расположения прямой над горизонтом при ее удалении в обе стороны от зрителя.

Общий вид здания Биржи на фотоснимке с заданной точки зрения

Рисунок 40. Общий вид здания Биржи на фотоснимке с заданной точки зрения

В столь же ярко выраженной форме, как и на рисунке 38, искривления прямых линий возникают при их проекции на сферическую поверхность сетчатки глаза. Этих проекционных искривлений сетчаточного изображения мы, однако, как правило не замечаем. Большую роль в выпрямлении подобных искривлений играют коррективы нашего мозга, а также и тот факт, что в жизни нас интересуют главным образом не оптические особенности зрительного образа, а действительные качества предметов. Их форма, величина, положение и т. д. Мы не обращаем внимания на подобные искривления, точно так же, как не замечаем, например, что фигуры людей, расположенные в каком-нибудь десятке метров от нас, сокращаются в перспективе до величины указательного пальца на нашей руке.

Итак, обратившись снова к представленному на рисунке изображению Биржи, необходимо констатировать, что, несмотря на его странный и неестественный общий вид, в своих отдельных частях и фрагментах оно правильно. Нарушение же правдивости здесь возникает вследствие значительного изгиба горизонтальных линий, воспринимая кривизну которых непосредственно, зритель видит и все здание деформированным и искаженным.

Таким образом, доскональная передача перспективных сокращений и фрагментарная правильность изображения не обусловливают еще правильности рисунка в целом. Устранение искривления горизонтальных линий с помощью точной геометрической проекции так же, как мы видели, не достигает поставленной цели. Цель же эта вполне ясна: в рисунке необходимо достичь верной пространственной передачи не только вида отдельных деталей, но и общей формы изображаемого объекта.

Как же найти наиболее правильное решение поставленной задачи в сложных условиях рисования объектов при больших углах зрения?

На рисунках 41 и 42 представлены изображения общего вида здания Академии художеств в Санкт-Петербурге, а также двух его фрагментов — ближнего и дальнего портиков. Все три рисунка были выполнены с одной общей точки зрения. Сравнивая представленные рисунки ближнего и дальнего портиков, мы обнаруживаем, что изображения эти имеют некоторые характерные отличия. Ближний портик представлен в незначительном ракурсе. Фасад дальнего здания изображен в сильном перспективном сокращении. Наклон горизонтальных членений к точке схода здесь значительно возрос.

Общий вид здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. Рисунок с натуры

Рисунок 41. Общий вид здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. Рисунок с натуры

Обратимся теперь к рисунку, который изображает общий вид здания с той же точки зрения. При этом возникает вопрос: как рисующий сумел соединить в одном изображении наблюдаемые в натуре различные перспективные уклоны горизонтальных членений, не нарушая правдивости рисунка в целом?

Рисунки портиков Академии художеств, выполненные с той же точки зрения

Рисунок 42. Рисунки портиков Академии художеств, выполненные с той же точки зрения

Если бы он изобразил, предположим, каждый из портиков в полном соответствии с их видом в натуре, как это сделано на первых двух рисунках, то карниз здания получил бы сильный изгиб, неприятно бросающийся в глаза. Изображение карниза одной прямой линией также нарушило бы правдивость рисунка, потому что отдельные части здания, например портики, выглядели бы искаженными.

Подобные трудности при рисовании с натуры еще, однако, не означают, что в данных условиях нельзя достигнуть удовлетворительного решения. И рисующий находит верный путь. Он придает горизонтальным членениям небольшое искривление, незаметное для зрителя, которое, несмотря на это, позволяет передать наиболее правдиво как общий вид здания, так и характер его отдельных частей.