Описание иллюстраций
Примеры отклонений от правил геометрической перспективы в рисунках и картинах русских художников и архитекторов
В приложении приведены работы крупнейших русских мастеров рисунка, выполненные ими с различных архитектурных объектов. Среди представленных репродукций мы находим произведения А. А. Иванова, И. Е. Ренина, В. Д. Поленова, В. И. Сурикова, В. А. Серова, а также архитекторов А. П. Брюллова, В. А. Щуко и других. В приложении приведены также собственные зарисовки автора.
Все представленные материалы были собраны и проанализированы для выяснения вопроса, как рисующие с натуры видят и изображают перспективные явления. Цель проводимого анализа состояла в том, чтобы выявить степень несоответствия между конкретными результатами восприятия перспективных явлений и существующими геометрическими системами перспективных построений.
Подробное описание результатов анализа, а также основные выводы, касающиеся вопросов рисования с натуры и разработки нового метода построения перспективных изображений, содержатся в третьей главе настоящей работы. Соответственно и рисунки, собранные в приложении, подразделены на три основные группы — «Здания и ансамбли» (рисунок 26-71), «Высотные сооружения» (рисунок 72-89), «Интерьеры и улицы» (рисунок 90-105).
Рисунки с 1 по 25, представленные вначале, иллюстрируют ряд наиболее часто встречающихся отклонений от правил геометрической перспективы: применение нескольких точек схода, искривления прямых линий и другие. Так, например, прямые линии по законам геометрической перспективы должны всегда изображаться прямыми. Аналогичный случай имеет место и при фотографировании, так как система получения фотоснимков строится на тех же геометрических принципах, что и существующие методы перспективных изображений. Анализ же представленных рисунков наглядно показывает, что отдельные горизонтальные прямые или группы параллельных прямых при сведении их в общую точку схода рисующие изображают слегка искривленными.
Наиболее значительной степени достигают подобные искривления при изображении изолированных друг от друга отрезков, принадлежащих одной прямой (рисунок 15, 22 и другие). Если линия застройки имеет в плане небольшой перелом или легкое искривление, то на рисунках она получает более значительное искривление, чем это имело бы место при проекции на плоскость (например, застройка набережной Петербурга на картине Ф. Я. Алексеева, рисунок 7).
На представленных репродукциях искривления прямых показаны штриховыми линиями. В центральной части каждой кривой нанесена пометка, иллюстрирующая величину существующего прогиба.
Указанные искривления при отсутствии штриховых обозначений не бросаются зрителю в глаза. Кривые линии воспринимаются объективно прямыми, и при этом весь рисунок приобретает жизненную правдивость, устраняющую геометрическую сухость изображения. Вместе с этим достигается и более точная передача реального вида изображаемых объектов: их пропорций, размеров, формы, глубины.
Чертежи и рисунки к разделу «Здания и ансамбли»
Представленные здесь рисунки 26-71 снабжены чертежами, показывающими план расположения изображенных объектов и местоположение точки, с которой выполнялся рисунок. Каждая из точек, нанесенных на чертежах помечена цифрой, указывающей номер выполненного с этого пункта рисунка. На чертежах показано также положение проекционных поверхностей, позволяющих путем построения получить перспективные изображения объекта, совпадающие с рисунком, выполненным с той же точки зрения.
Рядом с некоторыми рисунками помещены фотоснимки объектов, которые были получены с тех же точек зрения, что и выполненные зарисовки. Сопоставление рисунков и указанных фотоснимков позволяет наглядно судить об имеющих место различиях.
Различия эти проявляются, прежде всего, в усиленных ракурсах, которые приобретают объекты на фотоснимках. Это видно, к примеру, при сравнении перспективного наклона карнизов зданий к горизонту на рисунках и фотоснимках (рисунок 49 и др.). Различия проявляются и в увеличении горизонтальной протяженности архитектурных объектов, возникающей при центральной проекции. Об этом факте позволяет судить хотя бы сопоставление рисунка Невского проспекта, сделанного И. Е. Репиным с представленным здесь же фотоснимком проспекта (рисунок 26).
При изображении объектов, расположенных по глубине в различных планах, размеры дальних предметов оказываются на фотоснимках чрезмерно сокращенными. Выявить указанное несоответствие можно, например, при сравнении картины П. П. Верещагина, изображающей застройку набережной Невы, с аналогичным фотоснимком тех же объектов (рисунок 29).
В ряде примеров имеющие место различия между рисунком и фотоснимком не так заметны. Некоторые из этих отклонений, например перспективное искривление прямых, показаны пунктирными линиями. Другие же, скрытые, отклонения при желании могут быть выявлены путем внимательного сопоставления изображений или с помощью измерений.
Чертежи и рисунки к разделу «Высотные сооружения»
Рисунки под номерами с 72 по 89 изображают архитектурные объекты, нарисованные при больших вертикальных углах зрения. Здесь представлены рисунки пенсионеров Петербургской Академии художеств Ф. Чагина и Г. Косякова, а также ряд акварелей автора.
Анализ изображений, произведенный на основе ортогональных чертежей фасадов соответствующих объектов, позволил установить положение проекционных поверхностей, пользуясь которыми можно произвести построение перспективы объекта, тождественной по виду рисунку с натуры.
Сравнивая рисунки высотных объектов с соответствующими той же точке зрения фотоснимками (рисунок 81-88), можно также заключить, что проекция на наклонную плоскость всегда значительно преувеличивает вертикальные ракурсы, вследствие чего сооружения на фотоснимках и на перспективах кажутся деформированными и как бы падающими назад.
Чертежи и рисунки к разделу «Интерьеры и улицы»
Анализ картин и рисунков частично или полностью замкнутых внутренних пространств, какими являются улицы и интерьеры зданий, в большинстве случаев обнаруживает наличие нескольких точек схода, обычно расположенных в ромбовидном порядке (рисунок 92, 93). Другой вариант перспективной схемы, который имеет здесь место, — это замена нескольких точек одной центральной (рисунок 95, 98). При этом, однако, сходящиеся в центральную точку параллельные прямые соответственно приобретают криволинейные очертания.
Анализ рисунков 97-105 позволил установить характер расположения системы проекционных поверхностей, дающей возможность производить построения перспектив интерьеров, соответствующих рисункам с натуры.
Из представленных примеров наиболее показательными являются сопоставления рисунков и фотоснимков улицы зодчего Росси (рисунок 103 и 104) и станции метро «Краснопресненская» (рисунок 99). Значительное преувеличение размеров элементов дальнего плана, имеющее место в обоих случаях, наглядно свидетельствует об искаженности тех впечатлений, которые мы получаем о действительности на основе подобных фотоснимков и геометрически точно построенных архитектурных