Теория перемещения точки зрения
Довольно широкое распространение, особенно в последнее время, получила также теория, связывающая явления перспективных деформаций с фактами несовпадения точек зрения, принятых для построения и обозрения картины. Исходя из описанного выше приема рисования с помощью стекла или сетки, сторонники этой теории указывали, что если перспективу рассматривать с той же точки, с которой производилось построение, то никаких искажений заметно не будет, так как каждая линия и точка изображения будет точно совпадать с соответствующей линией и точкой предмета при их пространственном наложении.
Указывалось также, что при строгом соблюдении этих условий проекции предмета и его изображения на сетчатке глаза должны полностью совпадать по величине и форме. По этой причине одно и то же изображение на сетчатке глаза должно было одновременно рассматриваться и как проекция линейных контуров предмета и как проекция его перспективного изображения (рисунок 29). В итоге впечатления, получаемые зрителем от предмета и изображения, как казалось исследователям, должны были в своих основных чертах полностью совпадать. Отсюда и делался логический вывод о том, что отсутствие каких-либо искажений при восприятии предмета должно, естественно, иметь место и при восприятии обоих случаев так как форма проекционного изображения на сетчатке глаза для обоих случаев тождественна. Эти выводы казались настолько убедительными, что не требовали каких либо специальных обоснований и экспериментальных проверок.
Рисунок 29. Проекционное тождество изображений на сетчатке глаза при восприятии предмета и его перспективы из пункта, с которого производилось построение
Далее, сторонники этой теории указывали, что перспективные изображения или фотоснимки, выполненные при больших углах зрения с близкой точки, обозреваются зрителем с более значительной дистанции, то есть при нормальных углах, не превышающих 30°. Вследствие этого имевшиеся на изображении деформации, неразличимые с близких точек зрения, в этом случае, напротив, становились заметными и бросались в глаза.
Наиболее подробно в последнее время эта теория изложена в работе Н. С. Кузнецова, посвященной вопросам построения широкоугольных перспектив.
«При одновременном рассматривании предмета и его изображения на стекле — пишет автор, — возникает определенное суждение о пропорциях предмета. Оно не может измениться, если убрать стекло или предмет именно потому, что не изменяется сетчаточный образ. Сказанное позволяет сделать вывод, что при совпадении точки зрения и точки рассматривания адекватность сетчаточных образов приводит к адекватности зрительных восприятий предмета и его перспективного изображения».
Основываясь на этих общих соображениях и на приемах чисто геометрического анализа, Н. С. Кузнецов приходит к утверждению, что основной причиной перспективных искажений является смещение точки зрения относительно точки рассматривания.
Практическим выводом из данной теории было предложение о том, чтобы рассматривать перспективные изображения с точек зрения, с которых они построены. Остальные рекомендации, по существу, не отличались от изложенных нами ранее. Они сводились в итоге к попыткам ограничивать углы зрения при перспективных построениях, к рекомендациям о выборе центрального расположения луча и, наконец, к попыткам использовать сферическую поверхность в целях получения наиболее неискаженных изображений на плоскости.