Противоречие восприятия
Однако учет явлений константности восприятия приводит также и к возникновению ряда трудностей при рисовании с натуры. Так, например, задача весьма усложняется в тех случаях, когда приходится изображать близкие предметы, частично заслоняющие дальние. При таком непосредственном проекционном сопоставлении лично удаленных предметов введение каких-либо коррективов в размеры изображаемых объектов может вызвать известные затруднения. Действительно, если преувеличить размеры предметов дальнего плана, не меняя величины ближних, то это приведёт к нарушению проекционной правильности изображения. Если же подобных поправок не вводить, то предметы дальнего плана будут выглядеть чрезмерно сокращенными, как это часто можно видеть на фотографиях.
Противоречия подобного рода выявляются особенно наглядно при изображении, например, застекленной веранды с видом на дальний пейзаж или же части ограды с архитектурными сооружениями, видимыми сквозь узор чугунной решетки. Здесь мы имеем как бы пример рисования с помощью стекла или сетки, которую в данном случае заменяет какой-либо предмет или фигуры первого плана. Естественно, что пути решения подобной задачи могут быть различными. Как выбрать здесь правильный путь, должна подсказать практика, то есть конкретные условия и требования, которые стоят перед рисующим.
Возникновение указанных противоречий (между восприятием общего и частного, между перспективным искривлением прямых линий и их объективной прямолинейностью, между видимыми глазом сокращениями и проекционными размерами и т. д.) создает определенные трудности при рисовании с натуры. На решение этих задач и бывают направлены усилия рисующего, так как в зависимости от его умения справиться с возникающими затруднениями и противоречиями во многом зависит конечный результат работы — достижение сходства рисунка с изображаемым предметом.
С увеличением углов зрения на объект противоречия подобного рода возрастают, и в итоге именно ими обусловливаются определенные границы, за пределами которых достигнуть правильной реалистической передачи перспективного вида окружающих предметов на плоскости оказывается уже невозможным. Возможности рисунка с натуры, однако, значительно превышают в этом отношении возможности геометрической проекции на плоскость.
Последний факт весьма важен, так как признание практики рисунка с натуры критерием правильности перспективного изображения позволяет расширить границы перспективных построений, устранить возникающие искажения, приблизить угловые границы перспективного изображения к практически достигаемым при рисовании с натуры, то есть вообще к тем пределам, в которых возможно достичь реалистически верного изображения на плоскости.
Итак, рисование с натуры выступает перед нами как сложный, противоречивый процесс, требующий от рисующего напряженного внимания, сосредоточения, точности суждений и оценок. Рисующему при этом необходимо увидеть и передать как действительную форму и положение предмета в пространстве, так и его точный перспективный вид.
«Предмет должен быть изображен так, как он кажется глазу нашему и каков он в действительности», — писал выдающийся русский художник и педагог П. П. Чистяков в своем проекте реформы преподавания в Академии художеств.
Художник, воспринимая предмет в целом, видит перспективно измененные соотношения его отдельных частей и передает их в рисунке, то есть ставит и разрешает задачу перспективного изображения наряду с задачей точной передачи объективных свойств. Этому способствует предшествующая изобразительная практика, благодаря которой рисующий учится «видеть» все более точно.