Отклонение от законов
Анализируя опыт прошлого, можно прийти к выводу, что, идя по пути противопоставления «психологической» перспективы методу центральной проекции, нельзя достигнуть каких-либо серьезных успехов. Ошибка многих исследователей как раз и состояла в том, что теория перспективы изучалась крайне односторонне — или с чисто математической точки зрения, как геометрический метод построения, или же, как явление субъективное, психологическое, рассматривавшийся западноевропейскими психологами большей частью с идеалистических позиций.
Именно такая односторонняя ориентация читателя, изучавшего теорию перспективы, и приводила на практике к диаметрально противоположным результатам. Одной из крайностей был субъективизм и формализм, другой — неестественная «сухость», искаженность и «фотографичность» строгих геометрических построений.
Можно найти не один пример в истории живописи, показывающий, как художник, стремясь к достижению совершенства, педантично соблюдает все правила линейной перспективы и неожиданно для себя создает в итоге этой кропотливой работы искаженное, неправдоподобное изображение. Такие случаи имеют место даже в практике крупнейших мастеров рисунка, например В. В. Верещагина, искусно владевшего методом перспективной проекции, но нередко злоупотреблявшего точностью геометрических построений (рисунок 12). В творчестве В. В. Верещагина имеются, однако, и другие примеры, анализ которых показывает, что при рисовании с натуры он случайно или преднамеренно отказывался от строгого соблюдения указанных правил.
Рисунок 12. В. В. Верещагин. Перспективные изображения храма, построенные с близкой точки зрения
Такие рисунки художника содержат значительное число различного рода «отклонений» от законов линейной перспективы (применение нескольких точек схода, искривление линий и т. д.), но, несмотря на это, в высшей степени реально и правдоподобно передают вид изображаемых сооружений и фигур (например, его картина «Тадж-Махал», приложение, рисунок 34).
Случается также, что некоторые художники, досконально следуя известным им теоретическим рекомендациям, возвратившись с этюдами и набросками к себе в мастерскую старательно корректируют затем свои произведения, приводя их в строгое соответствие с требованиями теории линейной перспективы. Делая такую работу эти авторы, сами того не замечая, нередко искажают свои произведения, нарушая правдивость изображений в угоду точному соблюдению принципов перспективной проекции.
В современной практике встречаются и такие случаи, когда, например, художники для облегчения процесса работы пользуются фотографией, воспроизводя натуру по фотоснимкам. Не задумываясь над тем, что фотоснимок не всегда правильно передает зрительные впечатления, эти художники создают произведения невысокого художественного качества.
Не меньший ущерб приносит односторонняя трактовка вопросов теории перспективных проекций и в архитектурной практике. Известны, например, многочисленные факты, когда вид здания на фотоснимке далеко не соответствует тому впечатлению, которое производит на зрителя этот объект в натуре. Подобные примеры наблюдал каждый внимательный архитектор, когда ему приходилось впервые видеть в натуре какое-либо архитектурное сооружение, хорошо знакомое ему ранее по чертежам и фотоснимкам. Особенно важно помнить о фактах подобного несоответствия при изучении по фотоснимкам памятников архитектуры, с которыми нет возможности по той или иной причине ознакомиться в натуре.
Не менее показательным является и другой известный архитекторам факт. Часто сооружение, прекрасно выглядевшее на перспективе, построенной для проверки и утверждения представленного проекта, оказывается далеко не столь эффектным и выразительным после его возведения. При этом и сам автор проекта бывает нередко поражен подобным несоответствием.
Если раньше архитектор, участвуя в постройке здания, мог вносить те или иные коррективы в размеры и пропорции отдельных частей сооружения, то теперь в эпоху типового проектирования и индустриального строительства утвержденный проект является документом, отступать от которого в процессе возведения здания архитектор уже не имеет права. Поэтому он обязан заблаговременно предусмотреть, как будет выглядеть его постройка в натуре и какое впечатление она произведет на зрителя. Роль перспективы как проверочного средства при этом особенно возрастает. Перспектива должна правдиво передать замысел архитектора, выраженный в проекте, а не исказить его смысл.