Интерьер в перспективе
С изображением в перспективе внутреннего вида различных помещений, комнат, залов и т. д. приходится часто иметь дело, как художникам, так и архитекторам. В ряде случаев по необходимости такие построения случается выполнять при больших углах зрения, что приводит к возникновению искажений, резко бросающихся в глаза. Качество подобных изображений особенно страдает вследствие того, что даже небольшие помещения на перспективах и фотоснимках выглядят часто коридорами или обширными залами.
Как пример иллюстрации такого искажения, приводим две перспективные схемы помещения, первая из которых построена обычным методом, вторая — предлагаемым (рисунок 71). На обоих изображениях представлена перспектива комнаты обычных размеров (15-18 м2), с торцовой стеной в виде квадрата. В поле зрения попадает лишь часть комнаты, представляющая собой в плане прямоугольник ABCD, также близкий по форме к квадрату. Построение производилось с одной и той же точки зрения и при одном угле, однако различия полученных изображения весьма значительны. Они говорят не в пользу существующего метода перспективных проекций.
Наличие на втором перспективном изображении четырех точек схода, расположенных ромбовидно, уменьшает ракурсные сокращения сторон помещения и придаёт перспективе более естественный и правдоподобный вид. В дальнейших построениях, например при показе обстановки комнаты, точки схода F1 и F2 используются для проведения горизонтальных прямых, расположенных вдоль боковых стен, а точки F3 и F4 — для продольных прямых, проектирующихся соответственно на плоскость пола и потолка.
Если же при изображении мебели и различных предметов домашнего обихода пользоваться одной точкой схода, производя построение в соответствии с требованиями метода центральной проекции, то не только все помещение, но и отдельные предметы примут неестественный, деформированный вид.
Пои построении перспектив предметов, окружающих человека в интерьере, следует помнить о возникающих в этих случаях искажениях, обусловленных явлением константности восприятия. Как указывалось выше, искажения эти могут возникать и при нормальных углах зрения, поэтому ограничение зрительных углов не является достаточно эффективным средством для их устранения.
Рисунок 71. Перспектива комнаты площадью 15-18 м2: слева — построенная существующим методом; справа — построенная с применением четырех точек схода
Примером этого может служить представленный на рисунке 73 фотоснимок лежащей на столе книги. Несмотря на то, что угол зрения на нее менее 30° книга на изображении имеет неестественно искаженный вид. Работая над натюрмортом всегда необходимо иметь в виду указанные факты константности восприятия во избежание непроизвольного искажения перспективной схемы рисунка.
Построение перспективы небольших предметов предлагаемым методом осуществляется по общепринятой системе. В качестве примера обратимся к построению перспективы книги, которое произведем с той же точки зрения, откуда она была сфотографирована.
На рисунке 72 задан план стола, на котором лежит раскрытая книга, а также показано расположение книжной полки вдоль края стола. Построение перспективы начинаем с определения положения проекционной поверхности, которую устанавливаем на чертеже в верхней части рисунка, изображающего боковой вид объекта. При этом вершину и центр следа проекционной поверхности располагаем на оси Y, так, чтобы точка зрения O делила радиус окружности на две равные части.
Рисунок 72. Схема перспективного построения книги, лежащей на столе. План и боковой вид
Рисунок 73. Фотоснимок и перспективное изображение книги, построенное предлагаемым методом с той же точки зрения.
Затем параллельно соответствующему участку проекционной поверхности, заключенной между лучами, направленными к краям объекта, проводим картинную плоскость A50, позволяющую получить перспективное изображение более крупного размера. В плане ее след размещаем вдоль края стола, то есть перпендикулярно оси X. Участок полки с книгами проектируем на другую плоскость — B050, расположенную вертикально.
Чтобы построить на изображении перспективные очертания книги, необходимо определить положение точек 1', 2'…6', характеризующих форму и расположение объекта. С этой целью спроектируем указанные точки на след картинной плоскости A50, помещенный на чертеже бокового фасада. Затем все точки, полученные на отрезке A50, переносим на перспективу (рисунок 72), располагая этот отрезок перпендикулярно ее основанию и проводя через указанные точки горизонтальные прямые 101'0, 202'0, 505'0, 606'0.
Эти прямые определят высоту расположения искомых точек 1'0, 2'0, 5'0, и 6'0, над основанием картины. Место же их расположения по горизонтали может быть установлено с помощью прямых, идущих в точку схода и расположенных в плане перпендикулярно основанию картины в точках 1"-6" (рисунок 72).
Чтобы получить указанные прямые на перспективе, следует перенести на основание картины отрезок 1" 6", взятый с плана со всеми нанесенными на нем точками и затем провести прямые в точку схода F, лежащую на вертикали A'B0. Так как точка схода лежит за пределами чертежа, для упрощения построения можно воспользоваться тем обстоятельством, что луч OB'0 пересекает отрезок aF на расстоянии 1/3 aF (рисунок 72). Этот факт говорит о том, что горизонтальные отрезки, проходящие через точку B'0 параллельно основанию картины, получатся на перспективе также сокращенными на 1/3 своей натуральной величины.
Проведя таким образом через точку B'0 горизонтальную прямую (рисунок 73), располагаем на ней отрезок 1" 6", уменьшенный на 1/3 своей величины, и соединяем затем полученные точки с соответствующими им пунктами 1"-6", размещенными на основании перспективы. В результате проведенного построения определяем положение точек 1'0, 2'0, 5'0, и 6'0 на перспективном изображении. Точки 3'0 и 4'0 находим в пунктах пересечения прямых 1'0 5'0 и 2'0 6'0 с соответствующими прямыми, идущими в точку F.
Нанесения точки позволяют прорисовать контуры книги, а затем и остальные детали изображения. Завершаем построение изображением полки с книгами, проектируя её на вертикальную картинную плоскость B050.