Дальнейшее развитие теории
Наиболее простой и естественный путь дальнейшего развития теории перспективы, приводящий к практической разработке метода перспективных построений, наиболее правдиво и не искажённо передающего действительность, мог быть только один. Следовало обратиться к специальному изучению особенностей зрительного восприятия, к выявлению недостатков существующих методов перспективных проекций, руководствуясь непосредственным сравнением результатов перспективных построений с действительным видом изображаемых объектов. Подобное сопоставление позволило бы не только выявить указанные искажения или несоответствия, но и исправить их, сообразуясь с данными наблюдения, опираясь на непосредственные зрительные оценки и сравнения, проводимые в натуре.
Рисунок 37. Иллюзия преувеличения малого основания трапеции по сравнению с большим (отрезки AB и ab)
В более приемлемой для анализа форме, но по существу отражающей тот же процесс, выявление искажений могло быть осуществлено при сопоставлении перспективных изображений и рисунков с натуры, выполненных с одних и тех же точек зрения.
При этом может возникнуть вопрос, достаточно ли объективен по своему характеру рисунок с натуры, для того чтобы служить критерием правильности перспективного изображения? Ведь, как известно, рисунок всегда содержит некоторую долю субъективных отклонений, привносимых рисующим.
Действительно, при рисовании с натуры могут возникнуть те или иные ошибки в передаче формы и пропорций объекта. Степень проявления подобных отклонений зависит, прежде всего, от квалификации автора рисунка, от его умения правильно изобразить видимое. В рисунках бывают, однако, ошибки и другого характера. Иногда рисующий допускает более постоянные отклонения индивидуального порядка.
Чтобы устранить влияние субъективных факторов подобного рода, а также избежать воздействия случайных ошибок и неточностей рисунка на результаты окончательных выводов, следует привлечь к анализу значительное число зарисовок, выполненных различными авторами. Подобный анализ позволит установить средние данные, наиболее точно соответствующие действительности. В целом же необходимо отметить, что говорить о субъективности как о факторе, определяющем основные черты и характер изображения, — значит прийти, в конечном счете, к отрицанию смысла реалистического рисунка как отражения действительности.
Практика рисунка с натуры может служить одним из лучших критериев правильности и правдивости перспективных изображений. Она может подтвердить также соответствие изображения образу восприятия, показав тем самым целесообразность избранного метода перспективных построений. Рисунок с натуры должен явиться, таким образом, той основой, на которую необходимо опираться при создании и совершенствовании геометрических приемов построения перспективных изображений. Вместе с этим рисунок должен быть и той мерой, а точнее говоря — эталоном, к которому следует стремиться по результатам и возможностям создаваемого метода.
В данном случае, конечно, речь идет не о свободном творческом рисунке, ставящем своею целью художественную передачу определенного события или явления. Здесь говорится скорее об объективных основах реалистического изображения, об умении видеть и точно передавать видимое. Без этой основы, без академического рисунка невозможно овладеть творческими методами работы, составляющими высшую ступень профессионального мастерства.