Искривление линий
Искривление линий рисунка допустимо, однако, только в той степени, в которой оно не препятствует восприятию их прямолинейности. Этот изгиб не должен бросаться в глаза, иначе он будет воспринят зрителем как искажение. Вводить подобные искривления всегда следует, придерживаясь должной меры, чтобы за фактически искривленным изображением зритель видел прямолинейные очертания объекта, подобно тому, как за перспективным искривлением мы всегда видим действительную прямолинейность линий.
Итак, незначительные искривления горизонтальных прямых на изображении позволяют рисующему наиболее правдиво передать вид здания, рассматриваемого в перспективе при больших углах зрения. О широком практическом использовании этого приема как средства правильной глубинно-пространственной передачи натуры свидетельствует анализ рисунков известнейших русских художников и архитекторов: Ф. Я. Алексеева, А. П. Брюллова, К. П. Брюллова, В. С. Садовникова, К. Е. Маковского, С. К. Зарянко, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Г. Косякова, Е. Е. Лансере и других (приложение, рисунок 1-25).
Наиболее часто искривление горизонтальных линий встречается в рисунках при изображении отдельных изолированных отрезков прямой, например карнизов стоящих в ряд зданий равной высоты (рисунок 43). При соединении на рисунке карнизов этих зданий неизбежно получается плавная кривая. Эта особенность нашего зрения с должной мерой точности может быть отражена только на рисунке, так как при геометрической проекции на плоскость прямые линии не получают искривлений.
Рисунок 43. Перспективное исправление горизонтальной прямой, возникающее при соединении карнизов зданий равной высоты, расположенных вдоль прямой линии
Если же каждый из карнизов зданий, представленных на рисунке, продлить по прямой линии до пересечения с горизонтом, то получим несколько точек схода, соответствующих горизонтальным членениям каждого из объектов. Таким образом, факты искривления прямых линий и использования нескольких точек схода при рисовании с натуры оказываются в своих основах явлениями взаимообусловленными.
Переходя далее к рассмотрению третьего вида перспективных отклонений, выражающихся в постоянном преувеличении размеров предметов дальнего плана, необходимо указать, прежде всего, на их связь с явлением константности восприятия величины и формы. Художник, рисуя с натуры, как уже отмечалось выше, передает перспективные сокращения предметов менее резко, чем это имеет место при перспективных построениях и на фотоснимках. Это делается рисующим без какой-либо предвзятой мысли, а просто потому, что именно так мы видим перспективные явления.
Сравнивая рисунки и фотографии, выполненные с тех же объектов, мы постоянно убеждаемся в наличии подобного несоответствия. Оно проявляется на рисунках городских ансамблей, улиц, интерьеров и т. д. (например, приложение, рисунок 26, 29, 99). Преувеличение проекционных размеров удаленных объектов приводит в ряде расположенных вдоль прямой линии случаев к использованию нескольких точек схода. Так, например, расположение точек схода при изображении интерьеров в ромбовидном порядке позволяет увеличить до необходимых размеров поверхность дальней стены помещения и достигнуть тем самым наиболее правильной передачи в рисунке зрительных впечатлений.