Природа перспективных явлений
Аналогичным образом вопрос о природе перспективных явлений освещается в трактате Леонардо да Винчи. Этот крупнейший ученый и художник Возрождения считал, что зрительные лучи, идущие от предмета, сходясь в глазу в одну точку, образуют «зрительную пирамиду», основанием которой служит видимая часть поверхности предмета, а вершиной — зрительный нерв глаза. Последний, обладая «зрительной способностью», передает образы впечатлению, а затем уже и общему чувству.
Далее Леонардо указывал, что при сечении этой зрительной пирамиды плоскостью на ней получается точное изображение видимого предмета. В зависимости от выбранного места сечения пирамиды изображение получает ту или иную величину. Живопись и рисунок с натуры служат, по мнению Леонардо да Винчи, для воспроизведения подобных сечений зрительной пирамиды на «материальной поверхности картины» (рисунок 2).
Рисунок 2. Сечения «зрительной пирамиды» картинной плоскостью
Для теории Леонардо да Винчи характерно также и то, что, исходя из конкретных задач рисунка и живописи, он подразделял теорию перспективы на три самостоятельные части, имеющие, однако, одну общую основу. Первая часть — это линейная перспектива, излагающая законы сокращения видимых размеров предметов; вторая — перспективное изменение цвета в зависимости от расстояния и третья — потеря отчетливости границ и контуров предметов при удалении.
Линейная перспектива, как указывает Леонардо, «...происходит от глаза, а две другие произведены воздухом, находящимся между глазом и предметами, видимыми этим глазом». Однако и линейная и «воздушная» перспективы подчинены, по мнению Леонардо, общему закону восприятия, который он формулировал следующим образом: «…предмет, видимый глазом, столько приобретает в величине, отчетливости и цвете, насколько он уменьшает пространство, находящееся между ним и видящим его глазом».
Наглядной иллюстрацией метода сечений зрительной пирамиды, на который ссылаются и Альберти и Леонардо при изложении основ линейной перспективы, является описание приема рисования с помощью прозрачной натянутой вуали или стекла. Прием этот состоял в том, что рисующий, поместив между глазом и объектом какую-либо ровную прозрачную поверхность, не меняя точки зрения, обводил на этой импровизированной картинной плоскости контуры видимых предметов.
Описание аналогичного приема рисования оставил также крупнейший немецкий художник начала XVI века Альбрехт Дюрер. В его трактате о перспективе приведено несколько прекрасных гравюр, изображающих различные варианты приемов рисования с помощью стекла, сетки и т. д. (рисунок 3).
Разработанный в середине XV века на основе описанного выше приема рисования геометрический метод перспективного построения был чрезвычайно прост. Обычно для осуществления построения использовалась нанесенная в плане сетка квадратов, стороны которых располагались параллельно картинной плоскости (рисунок 4, внизу). Для вычерчивания перспективы нанесенной сетки вначале устанавливали положение точки зрения, то есть пункта положения зрителя O и высоту линии горизонта А-A. Затем в главную точку схода Р, расположенную на горизонте, проводились все прямые сетки, перпендикулярные картине (рисунок 4, вверху), а в точку схода диагоналей квадратов F, полученную при отложении от главной точки расстояния 8, на которое удален зритель, проводилась одна из диагоналей. Последняя и определяла положение сторон сетки, расположенных параллельно картине.