Высотные сооружения
Изображение высотных сооружений в сильном вертикальном ракурсе требует от рисующего ряда навыков и специальной практической подготовки. При рисовании подобных объектов возникает ряд трудностей, не наблюдаемых в обычных условиях. Поэтому рисующие в таких случаях очень часто избегают больших вертикальных углов зрения.
Вместе с этим следует отметить, что умение правильно изобразить крупные по размерам сооружения с близких точек зрения имеет немаловажное значение для современных художников. Еще более важное значение приобретает вопрос о правильном, неискаженном изображении крупных сооружений для наших архитекторов. Проектируя многоэтажную застройку городов, современный архитектор должен всесторонне учесть особенности восприятия ансамблей и отдельных зданий, как с далеких, так и с близких точек зрения. Чтобы реально оценить, как будет выглядеть спроектированный объект в натуре, зодчему необходимо проверить, какие части этого здания оказываются закрытыми или сильно сокращенными в перспективе при подходе к зданию, как будут оцениваться пропорции частей и размеры объекта по отношению к окружающей застройке, и т. д.
Казалось бы, что все эти вопросы, возникающие перед архитектором, могут быть во многом разрешены при построении перспективных изображений. Но здесь-то, однако, и возникают трудности, заключающиеся в том, что перспективные построения, выполняемые при больших вертикальных углах зрения, часто выглядят искаженными, неестественными и вследствие этого не могут служить надежными средствами проверки достигнутого при проектировании результата.
При построении архитектурных перспектив обычно пользуются проекцией на вертикальную плоскость. В этом случае перспективные сокращения по вертикали вообще не учитываются. Так, при проекции на вертикальную картинную плоскость фасада здания, не имеющего отступов, пропорции его отдельных частей в вертикальном направлении всегда сохраняют на изображении полное соответствие с ортогональным чертежом (рисунок 47). В том же случае, когда предполагается учесть сокращения по вертикали, например для высотных объектов, производятся, как известно, построения на наклонной плоскости. При этом рекомендации для выбора наклона, то есть направления главного луча зрения, предлагаются самые разнообразные.
Рисунок 47. Схема, иллюстрирующая отсутствие сокращений по вертикали при проекции фасада на вертикальную плоскость
Применение наклонной плоскости, однако, не получило широкого распространения в архитектурной практике. Как отмечалось выше, это объясняется, конечно, не только возрастающей сложностью построений, но и тем, что полученные при этом изображения обычно имеют весьма неправдоподобный и искаженный вид.
Как правило, на перспективных изображениях, построенных на наклонной плоскости, выглядят более или менее естественно только отдельные фрагменты верхних частей сооружения. Однако и здесь перспективные сокращения получают обычно более сильное выражение, чем это имеет место в действительности.
Чтобы ответить на вопрос о том, как учитывать при построениях перспективные сокращения по вертикали, необходимо вновь обратиться к анализу рисунков с натуры. В этом случае роль рисунка, как критерия перспективной правильности изображения, выступает наиболее отчетливо. Лишь в тех пределах, где рисующий может удовлетворительно справиться с задачей изображения здания в сильном вертикальном ракурсе, возможна и необходима разработка соответствующих методов построений. Анализ рисунков, выполненных при значительных вертикальных углах зрения, позволяет сделать некоторые предварительные выводы, на которых мы кратко остановимся.
Среди собранных материалов особенно ценны и интересны для анализа рисунки с натуры пенсионеров Российской Академии художеств Ф. Чагина и Г. Косякова, хранящиеся в архиве Музея Академии. Несколько представленных репродукций с этих произведений и являются как раз тем материалом, на основе которого можно сделать хотя и очень общие, но весьма важные выводы (приложение, рисунок 72-80, 82, 83).
Приведенные рисунки Ф. Чагина и Г. Косякова выполнены с натуры при значительных вертикальных углах зрения от 40 до 60°. Несмотря на столь большие вертикальные углы, мы не находим на этих рисунках заметного для глаза сближения вертикалей. Даже на фрагментарном изображении верхней части одной из башен собора (приложение, рисунок 74), когда горизонт, соответствующий точке наблюдения зрителя, расположен внизу, за пределами картины, вертикальные образующие совершенно не получают наклона к вертикальной оси.