Основные приемы построения перспективных изображений, тождественных рисунку с натуры
Приемы построения перспективных изображений обычно изучаются на примерах архитектурных сооружений. И это не случайно. Изображения архитектуры наиболее ярко и показательно выявляют достоинства существующих методов, иллюстрируют общие принципы приемов построения и в известной мере позволяют судить об их недостатках. Если живописец свободно владеет правилами перспективы при перспективных построениях архитектурных сооружений и их деталей, то он так же уверенно сможет использовать соответствующие законы, изображая пейзаж, группы людей, автомашины и т. д.
Весьма характерно, например, что в картинах и фресках эпохи Возрождения перспективное изображение архитектуры было своеобразной традицией. Подтверждением этому служат многочисленные произведения Веронезе, Рафаэля, Леонардо да Винчи и других живописцев.
Переходя к изложению приемов перспективного построения, мы будем следовать указанной системе, как наиболее целесообразной и практически совершенной. Нами будут рассмотрены приемы перспективного построения отдельных зданий, ансамблей, интерьеров, а также некоторых предметов интерьера.
Эти примеры должны осветить основные принципы практического использования нового метода. Они должны также проиллюстрировать своеобразие и гибкость предлагаемой системы, возникшей на основе обобщения богатейшей практики рисунка с натуры. Эти примеры должны также выявить те существенные различия, которые возникают при построениях перспективных изображений предлагаемым методом и методом центральной проекции на плоскость. Такие различия особенно ярко бросаются в глаза в приводимых ниже сопоставлениях результатов построении с фотоснимками сооружений, выполненными с тех же точек зрения.
Творческое отношение к задачам перспективы, постоянное обращение к практике реалистического рисунка с натуры при одновременном использовании точных геометрических приемов, рекомендуемых теорией, — все это должно служить известной гарантией плодотворного применения предлагаемого метода.