Интерьер в перспективе, часть 3

Еще одним примером построения перспективы интерьера может служить изображение перронного зала станции «Кропоткинская» Московского метрополитена (рисунок 75). Специфической особенностью этого объекта является его большая протяженность и продольном направлении.

Задавшись точкой и углом зрения, располагаем в плане проекционные поверхности. Так как луч OA0 пересекает ось колонны A, то для определения положения точки D0 проводим другой луч через центр колонны D. При этих условиях установленная система проекционных поверхностей может служить необходимой основой для наиболее правильной передачи вида внутренней центральной части перронного зала, ограниченной двумя рядами колонн. Характерно также и то, что точки схода для продольных сторон зала вследствие его чрезмерной вытянутости оказываются лежащими очень близко друг к другу, что дает возможность заменить их при переносе на плоскость C0B0 одной общей точкой.

Наличие одной точки схода не говорит еще, однако, о том, что перспективный вид зала должен оказаться тождественным проекционному изображению, полученному путем проекции на плоскость. Этого не произойдет по той простой причине, что сторона зала CB проектируется на плоскость C0 B0, благодаря чему ее размеры оказываются перспективно преувеличенными. Продольные же размеры сторон AB и CD принимаются по величине равными, как и в предыдущих примерах, отрезкам A0b и D0c.

Установив эти размеры, переносим их на перспективу (рисунок 76), намечая положение точек A0, B0, F, C0, D0 и e. Затем, пользуясь разрезом, получаем перспективные размеры высот колонн hA, hB, hC и hD, (рисунок 75), которые также переносим на перспективное изображение. Теперь для получения очертаний общих контуров зала соединяем вершины осей колонн дальнего и ближнего планов.

Схема перспективного построения зала станции Кропоткинская

Рисунок 75. Схема перспективного построения зала станции «Кропоткинская» московского метро

Схема перспективного изображения зала станции метро Кропоткинская

Рисунок 76. Схема перспективного изображения зала станции метро «Кропоткинская»

Сопоставление перспективных изображений зала станции метро Кропоткинская

Рисунок 77. Сопоставление перспективных изображений зала станции метро «Кропоткинская» построенных предлагаемым методом (вверху) и методом центральной проекции на плоскость (внизу)

Далее производим разбивку продольных осей колонн на перспективном изображении. С этой целью параллельно горизонту проведем прямую CD, взятую с плана в условном масштабе. Проведя луч от точки C через вершину дальней колонны, находим точку w1. Соединив далее точки, показывающие положение осей колонн, на прямой CD, с w1, расчленяем прямую DF на соответствующее число точек, определяющих положение осей ряда колонн.

Аналогичное построение производим также для определения места колонн левой стороны зала. Таким же образом, соединив центры оснований ближних колонн пря-мой линией, расчленяем ее на части, определяющие положение рядов плит, а также нижних и верхних оснований колонн (точки 1, 2, 3 и 4 для нижних и 5, 6, 7, 8 — для верхних). Для проведения подобного расчленения используем прямую AD, взятую с плана в увеличенном масштабе.

Для построения общих контуров колонн вычерчиваем вначале квадраты, охватывающие их нижние и верхние основания. Положение продольных сторон этих квадратов определяется прямыми 10F, 20F, 50F, 60F и так далее. Поперечные стороны проходят параллельно (точнее, в ту же точку схода) прямым, соединяющим основания или вершины соответствующих пар колонн. Для точного определения их положения пользуемся вспомогательными прямыми, идущими под углом 45° к продольным сторонам плана, например прямой A'0 G0. Таким же образом находим положение и форму плит пола (прямая DI).

В полученные квадраты вписываем эллипсы, которые определяют положение оснований колонн. Для большей точности изображения контуров колонны можно построить перспективу дополнительных сечений ствола, а также нижней части сводов, опирающихся на колонны.

Построение остальных деталей изображения осуществляется обычными приемами. В законченном виде перспективное изображение зала представлено на рисунке 77. Для сопоставления приведена и другая перспектива, построенная обычным методом. Здесь, как и в рассмотренных ранее случаях, центральная проекция на плоскость вносит ряд искажений в перспективный вид представленного объекта — делает его более протяженным, искажает форму ближних колонн, изменяет перспективное направление линий переднего плана и т. д.

Предлагаемый метод построения архитектурных перспектив имеет ряд преимуществ по сравнению с применяемыми в настоящее время, а именно:

  • приближает перспективное изображение объекта к рисунку с натуры, наиболее точно отражающему действительность;
  • устраняет искажения, неизбежно возникающие при центральной проекции предметов на плоскость;
  • устраняет неопределенность и многообразие перспективных изображений, возникающие при построениях существующими методами;
  • увеличивает более чем вдвое углы зрения на объект при построениях перспективных изображений по сравнению с пределами, рекомендуемыми теорией линейной перспективы (с 30-40° до 70-90° в среднем).

Важно отметить и другое обстоятельство. В творческой работе художника и архитектора при рисовании с натуры всегда необходимо целенаправленное и осмысленное использование правил линейной перспективы. Механические, абстрактные построения, слепая вера в незыблемость геометрических принципов центральной проекции на плоскость не могут принести изобразительной практике ничего, кроме несомненного вреда.

С другой стороны, признание недостатков геометрической теории перспективы не должно ставить под сомнение все то положительное, что было создано в процессе ее изучения рядом поколений художников и математиков.

Линейная перспектива, как указывалось, — это наиболее общее, приближенное отражение законов восприятия в строгой геометрической трактовке. Такая оценка метода центральной проекции на плоскость позволяет не только критически отнестись к его недостаткам, но и увидеть большое положительное значение теории линейной перспективы как науки, а также отдать должное титаническому труду ее создателей.

Метод центральной проекции прост в своей основе, удобен в применении и поэтому незаменим в практической работе архитектора, художника, графика. В связи с этим было бы неправильным рассматривать критику недостатков данного метода как попытку подорвать основы проверенных практикой построений. Ведь наиболее рациональное использование тех или иных приемов и методов перспективного построения непосредственно вытекает из практических задач изобразительной практики. Поэтому каждая система, каждый метод должны найти свое место и применение там, где они более всего себя оправдывают.

Предлагаемый метод не только не исключает в своей основе, но, напротив, предусматривает использование различных практических приемов, которыми располагает в настоящее время теория линейной перспективы. Именно при правильном сочетании качественно новой основы с существующими приемами перспективных построений можно, как нам кажется, достигнуть на практике наиболее благоприятных результатов.

Рассмотренные в книге приемы перспективных построений далеко не исчерпывают, конечно, всех возможных примеров и случаев. Однако знание основ рекомендуемого метода в известной мере предопределяет возможности успешного применения данной системы при построениях перспектив и рисовании с натуры объектов самой различной формы. При этом неизменным критерием правильности достигнутых результатов постоянно остается практика реалистического рисунка.