Интерьеры и улицы
При рисовании интерьеров художник встречается с новой, чрезвычайно сложной задачей изображения частично или полностью замкнутого объема. Помимо вертикально расположенных плоскостей, особенности изображения которых нам уже знакомы, рисующий должен правильно установить перспективные сокращения горизонтальных поверхностей пола и потолка в интерьере или мостовой улицы, строго соблюдая при этом также общую правильность пространственной передачи.
Тот, кто рисовал интерьер с натуры, знает, что задача эта не из легких. Сложность заключается обычно в том, что при использовании в соответствии с правилами линейной перспективы одной точки схода помещение оказывается как бы вытянутым в глубину, его пропорции и размеры искажаются.
Пытаясь исправить явное неправдоподобие, рисующий начинает как бы «на ощупь» производить исправления отдельных частей изображения. Причем часто случается, что, исправляя одну часть, например перспективную форму пола или потолка, он тем самым искажает форму продольных стен помещения, до этого правильно переданную на рисунке. Здесь вновь возникает необходимость достижения правильного соответствия между отдельными частями изображения и его общей формой.
Изучая рисунки с натуры улиц и интерьеров (приложение, рисунок 90-105), мы обнаруживаем в них ряд особенностей и отклонений от правил перспективного построения, которые не могут быть отнесены к случайностям или неточностям рисунка. При сравнении, например, зарисовки «Зимней канавки» известного акварелиста XIX века В. С. Садовникова с фотографией, выполненной с той же точки зрения, мы замечаем, что арка на заднем плане изображена значительно больше по величине, чем на фотоснимке, а горизонтальные прямые, идущие в общую точку схода, получили искривление.
На другом рисунке, изображающем вид портика Исаакиевского собора, Садовников использует при построении несколько точек схода. Подобное же расположение точек схода (в ромбовидном порядке) имеется также на рисунках А. А. Иванова, В. Д. Поленова и других.
Для анализа особый интерес представляют две акварели улицы зодчего Росси в Санкт-Петербурге. Первая из них выполнена советским графиком Э. Б. Бернштейном, вторая — при более центральной точке зрения — автором настоящей работы. И в том и в другом случае на рисунках имеется по три точки схода, соответствующих двум фасадам боковых корпусов и горизонтальной плоскости мостовой и тротуаров. Напротив, на фотоснимках, полученных с тех же точек зрения и имеющих одну точку схода, обнаруживаются резкие ракурсы, улица представляется более протяженной и несколько стесненной в поперечных размерах (приложение, рисунок 103, 104).
Эти примеры служат также наглядным подтверждением описанного выше факта относительной константности зрительного восприятия. Если на рисунках высота театра, замыкающего улицу, близка по размерам к высоте цоколя корпусов на первом плане, то на фотографии высота театра значительно меньше. Она равна 2/3 высоты цоколя. Это различие между рисунками и проекцией имеет место, несмотря на незначительные углы зрения и «наилучшее» центральное положение главного луча зрения в плане.