Метод линейно-конструктивного изображения - часть вторая
Профильная линия помогает рисовальщику также вести построение изображения формы головы. Поскольку профильная линия делит голову на две симметричные части, то рисовальщику легко следить за расположением парных форм (выступы скуловых костей, глазничные впадины, уголки гy6, ноздри), которые в рисунке намечаются одновременно. Наметив выступ скуловой кости справа, тут же намечаем его слева, намечаем края височных костей справа и слева одновременно и так далее.
Горизонтальные конструктивные линии между собой параллельны и членят голову на пропорциональные части. Линии покрова волос (рис. 32, а), надбровных дуг (рис. 32, 6), основания носа (рис. 32, г) и подбородка (рис. 32, е) членят голову на три равные части. Эту закономерность пропорционального членения головы установили еще художники древности. Трехчастное деление формы головы мы находим и в каноне пропорций Древнего Египта, и у художников Древней Греции и Рима.
Художники эпохи Возрождения на основе математического измерения также приходили к выводу, что лицевая часть головы делится на три равные части.
Разрабатывая каноны пропорций, художники последующих столетий при самых различных методах исследования приходили к тем же выводам. Так, например, в «Изъяснении краткой пропорции человека или начертание академической фигуры» А. Лосенко называл, что голова разделяется на три равные части (рис. 33). В. Шебуев в своей «Антропометрии» также указывает на это (рис. 34).
Рисунок №33 — Таблица из пособия А. П. Лосенко
Рисунок №34 — Таблица из пособия В. К. Шебуева
Противники академической школы рисунка выступают против заучивания правил и законов, они не признают классических норм в искусстве и, в частности, схем строения формы головы, а также ее пропорционального членения на три равные части. Они отвергают их на том основании, что каждый человек индивидуален и абсолютно точного и одинакового закона строения формы головы для всех людей не может существовать.
Защищая традиционные правила, законы и схемы построения формы головы в рисунке, которые во многом облегчают изучение закономерностей строения головы, мы не мыслим их как идеально точные и непогрешимые каноны. Но мы категорически утверждаем, что эти законы, правила и схемы построения формы в рисунке настолько приближены к истине, что могут быть смело использованы в практике современного художника.
Дюреровская схема строения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивную основу формы. Канон древних о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но как общая закономерность пропорционального членения — она верна. Еще Леонардо да Винчи, доказывая это, сделал рисунок, на котором провел четыре горизонтальные параллельные линии, находящиеся на равном расстоянии друг от друга, и в их пределах врисовал головы уродов — с короткими носами и широкими лбами, с длинными носами и маленькими подбородками. Этим рисунком Леонардо да Винчи доказывает, что каноном древних можно пользоваться современным художникам при изображении голов даже самых крайних характеристик.
Ознакомление с классическими канонами приучает рисовальщика наблюдать, правильно определять пропорции и характерные особенности в строении живой головы. Знание этих канонов помогает художнику отмечать те отклонения от канона, которые наблюдаются в натуре. Знание закономерностей строения формы головы, даже схематичное, позволяет художнику шире использовать свои наблюдения над различными характерами изображаемого и сразу же вносить коррективы в изображение, уточняя и исправляя намеченный рисунок.
Учащийся, наблюдающий натуру, для того, чтобы голова не получилась кривой, чтобы не было грубого нарушения пропорций, должен использовать пути, облегчающие работу — он должен знать нормы, правила и законы, которыми пользовались художники до него и которые помогали им в их работе.
Правила, законы и схемы строения формы являются отправной точкой в работе художника, они дают ключ к познанию реальной действительности, помогают разобраться в сложной форме живой головы и брать от натуры в первую очередь самое основное. Знание правил и законов академического рисунка необходимо учащемуся для того, чтобы он смог быстрее овладеть своим искусством. Великий Гёте писал: «Гений, художник по призванию, должен действовать согласно законам, согласно правилам, которые предписаны ему самой природой, которые ей не противоречат, которые составляют величайшее её богатство, потому что с их помощью он научается подчинять себе и применять как богатство своего дарования, так и великие богатства природы».
Конструктивная схема строения формы головы и закономерность ее пропорций, как мы уже говорили, обусловлены костной основой — черепом. Поэтому, определяя по натуре местоположение конструктивных линий, их надо искать не на поверхности лица, а иметь в виду, что они лежат на основе костяка черепа. Напоминаю, если мы будем искать в натуре конструктивную линию основания подбородка, то ее следует представлять не на поверхности подбородка, а на выступах челюстной кости.
Линия основания носа проходит не у кончика носа, а у основания ноздрей. Кончик носа может быть расположен в рисунке или ниже, или выше линии основания носа. Знание конструктивной схемы строения человеческой головы помогает рисующему правильно изображать, соблюдать законы перспективы, отучает от пассивного копирования натуры. Если художник хорошо усвоит места расположения конструктивных линий, то ему не составит особого труда правильно построить изображение формы головы в самых сложных перспективных положениях. Чтобы понять это, вернемся к анализу нашей схемы (рис. 32).
Линия основания покрова волос проходит у основания выступа волосяного покрова (рис. 32, а), даже у облысевшего человека след волосяного покрова всегда виден. Линия надбровных дуг проходит по выступам костей надбровий, а точнее, через отверстия нервных каналов (рис. 32, б), что указано на схеме стрелками.
Линия основания носа проходит через корень носа и нижние края скуловых костей (рис. 32, г). Между линиями основания носа и надбровных дуг располагаются уши. Зная эту закономерность, учащийся быстро и правильно определит положение головы в пространстве. Так, например, при рисовании гипсовых голов Аполлона или Антиноя, имеющих очень сложный наклон и поворот, учащийся обычно затрудняется определить, как голова наклонена: вниз или запрокинута вверх? Зная же особенности конструктивной схемы строения формы головы, рисовальщик без труда определит положение головы в пространстве, стоит лишь определить расположение ушей по отношению основания носа: если уши ниже основания носа — голова запрокинута вверх, если уши располагаются выше основания носа и надбровных дуг — голова имеет наклон вниз.
Линия основания подбородка проходит посередине выступа переднего края челюстной кости (рис. 32, е).
Отрезок от надбровных дуг до основания носа, в свою очередь, делится на три равные части: между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает уголки глаз, переносицу и слезники, а точнее, через швы, соединяющие височные и скуловые кости (рис. 32, в, показано стрелками). Линия разреза глаз также может быть разделена на три равные части между крайними уголками глаз, иначе говоря, расстояние между глазами равно величине глаза. Зная эту закономерность, рисовальщик сможет избежать оптических обманов. Так, например, рисуя с натуры голову Юлия Цезаря, учащиеся часто допускают ошибку, располагая глаза близко друг к другу. Это объясняется тем, что длинный тонкий, в особенности у переносицы, нос создает впечатление, будто бы глаза расположены близко друг к другу. Когда же учащийся измерит расстояние между глазами, то убедится, что оно равно величине глаза.
Расстояние между линией основания носа и линией основания подбородка может быть тоже разделено на три равные части, между линией основания носа и второй частью располагается линия разреза губ (рис. 32, д), которая проходит по границе верхней и нижней губ, касаясь уголков губ.