Метод анализа и изображения обобщенной формы головы - часть вторая
Метод «обрубовки» помогает художнику правильно изобразить объемную форму головы на плоскости листа бумаги как в целом, так и каждую ее составную часть. Этот метод позволяет сосредоточить внимание учащегося не на поверхностные детали (брови, реснички и т. п.), а на основное содержание большой формы. Понять это несложно, но передать в рисунке оказывается очень сложным делом. Для облегчения решения этой задачи французские методисты прошлого столетия братья Дюпюи обучение рисунку головы начинали с анализа и изображения гипсовой модели обобщенной формы. Такие модели в практике преподавания сохранились и до наших дней. Например, студенты художественно- графического факультета МГПИ им. В. И. Ленина первое задание выполняют с модели Дюпюи (рис. 15).
Рисунок №15 — Учебный рисунок (модель головы Ф. Дюпюи)
Анализируя форму головы, мы видим, что даже в обобщенном виде, она имеет определенные закономерности построения, обусловленные костями черепа.
Основные плоскости, планы, образующие объем головы, распределяются в пространстве по направлениям формы костей и мышц.
Выдающийся советский скульптор А. Голубкина писала: «Разберите, например, лицо. Вы увидите, что все оно заключается в четырнадцати главных планах: один — середина лба с лобными буграми, два плана от лобных бугров к височным костям, два — от грани височных к скуловым, два — от скуловых к краю нижней челюсти, два — глазничных, два — от глазничных к носу и углу рта, два — от рта до скуловой кости и жевательной мышцы и один — от носа до конца подбородка. И все человеческие лица всегда заключаются в этих четырнадцати планах. Изменяется лишь форма планов, но не граница и не число». Предлагая схематический рисунок головы (рис. 16), А. Голубкина говорит о необходимости обратить внимание на распределение основных плоскостей и их границы, что может помочь правильному изображению общей формы.
Рисунок №16 — А. С. Голубкина - Схема формы головы
Профессор М. Курилко, преподававший рисунок, давал свою схему строения формы головы, основываясь на тех же четырнадцати плоскостях лицевой части головы, вносил уточнения в формообразование деталей (нос, глаза, губы, подбородок) и наглядно показывал взаимосвязь формы головы и шеи (рис. 17).
Рисунок №17 — М. М. Курилко - Схема формы головы
Выявляя общий характер формы головы в рисунке и уточняя направление отдельных плоскостей в пространстве, надо внимательно следить за правильностью формообразования. Главное в передаче большой формы в рисунке заключается в том, чтобы выявить форму головы в целом, без подробностей, подчеркивая в этой форме самое характерное. Работа по методу выражения большой формы заставляет художника отбрасывать подробности строения формы и сосредоточивать внимание лишь на крупных массах объема, стараться видеть цельно, общно.
Но чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Правильно выраженная в рисунке общая форма головы помогает рисовальщику методически последовательно рассматривать и изображать натуру. Овладение методом анализа и выражения большой формы в рисунке дает художнику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
В основу таких учебных упражнений должен быть положен аналитический метод. Изображая обобщенную форму головы, художник должен научиться видеть, как слагается из отдельных плоскостей объем, как организуется конструктивная основа формы. Художник должен как бы осязать форму зрительно, а движения руки с карандашом подчинять пластическому выражению этой формы в рисунке, причем обобщенно, без мелочей.
При выявлении основного объема формы головы, необходимо также имел в виду, что форму головы образуют две большие части — шарообразная форма черепной коробки и вытянутая подковообразная форма нижней части челюстной кости (рис. 18). Многие рисовальщики упускают это, в особенности при изображении мужской головы с бородой (например, при рисовании учебных постановок — Гомер, Зевс, Геракл и другие), и в этом случае подбородок, то есть нижняя челюсть, оказывается далеко от затылочных костей черепа, она как бы висит в воздухе, не увязываясь с черепной коробкой. Учитывая же общую конфигурацию черепа, художник правильно соединит нижнюю челюсть с основными костями черепа.
Рисунок №18 — Состовные части черепа
Продолжая анализировать форму головы и составные ее части, необходимо отметить еще целый ряд закономерностей, связанных с выявлением большой формы. Так, например, в основе формы носа лежит призма. Зная эту закономерность строения формы носа, рисовальщику уже не так трудно справиться и с изображением его на плоскости листа бумаги. Передать в рисунке правильно перспективный вид формы носа очень сложно, а построить перспективный вид призмы не составит особого труда даже для начинающего рисовальщика. Более того, использование такого метода анализа формы и ее изображения на плоскости помогает художнику справляться также и с решением тональной задачи.
Наметив призму носа, ограниченную в пространстве четырьмя плоскостями, рисовальщик сразу же выявляет тоновые градации — свет, тень, полутень, затем уточняет характер формы носа по натуре и приступает к детальной моделировке формы (рис. 19). Форма глаза сродни геометрической форме шара, и не случайно в спецлитературе укоренился термин «глазное яблоко». Однако при рисовании головы надо учитывать, что глазное яблоко выступает из глазничных впадин всего на одну треть. Кроме того, переходы глазного яблока и глазничных впадин смягчаются веками и моделировка формы должна быть сдержанной. Плохо, когда учащийся, выявляя шаровидную форму глаз, рисует «мячики от пинг-понга» и тем огрубляет реальную форму человеческой головы.
Рисунок №19 — Последовательное изображение носа
Пользуясь методом «обрубовки» в начальной стадии построения изображения головы, не следует все утрировать и создавать кубистический рисунок, как это мы иногда видим у рисовальщиков. В длительном рисунке обрубовочная стадия построения формы занимает незначительное место, лишь помогая художнику.