Рисунок деталей головы - губы
Губы также являются постоянным объектом наблюдения и изучения при изображении головы человека. Поэтому будущему художнику надо хорошо знать как закономерности строения их формы, так и правила их изображения на плоскости.
При всем разнообразии форм губы имеют одну общую закономерность — симметричность расположения частей (рис. 68). Эту закономерность надо учитывать и при построении изображения.
По отношению осевой линии (профильной) все части верхней и нижней губы располагаются симметрично, а поэтому и изображаться должны одновременно: площадка над верхней губой, бантик верхней губы, ямочки — уголки губ, расположение двух половинок нижней губы и облегающие подбородок массы под нижней губой. Пользуясь этой схемой построения изображения, подавляющее большинство впадают в крайность и рисуют эту схему жесткой линией, сильно нажимая карандашом на бумагу. Намечать бантик губ надо очень легко, еле-еле касаясь карандашом бумаги, так как в натуре на месте этих линий располагается свет, ибо кромка губ является самой выпуклой ее частью (рис. 69, выпуклости кромки губы указаны стрелками). Понять и усвоить это на практике начинающий художник может во время рисования гипсового слепка губ Давида, где пластика формы ясно «читается».
Рисунок №68 — Схема строения губ
Рисунок №69 — Особенности формы губ
Форма и расположение губ во многом зависят от формы, величины и прикуса зубов. Если зубы смыкаются ровно, то и губы располагаются также, а ширина (высота) верхней и нижней губы будут почти равными. Если зубы нижней челюсти будут выступать вперед, то и нижняя губа будет выступать вперед, а ширина губ изменится: верхняя губа будет низкой (тонкой), а нижняя губа будет пухлой и толстой. Если зубы нижней челюсти будут уходить под зубы верхней челюсти, то верхняя губа будет выступать вперед, а нижняя уходить назад. На рисунке 70 (по М. Герасимову) наглядно показаны основные типы прикуса и соответствующие им формы смыкания губ.
Рисунок №70 — Влияние прикуса на форму губ
Ровный прикус зубов и соответствующая форма губ присущи подавляющему большинству людей, поэтому внимательно проанализировать их можно на гипсовом слепке губ Давида (рис. 71).
При моделировке формы губ тоном, старайтесь плавно давать переходы от света к полутени и от полутени к тени. Не делайте грубых штрихов, разрушающих поверхность формы. Штрих должен ложиться по форме. Поверхность формы уходит вправо, и штрих повернулся вправо, поверхность пошла влево, и штрих повернулся влево, так как зритель следит за направлением штрихов в рисунке, они помогают ему «прочитать» пластику формы.
Рисунок №71 — Учебный рисунок
Прорисовывая губы, внимательно следите за пластикой носогубных форм около уголков губ. Верхняя и нижняя поверхности губы по мере приближения к уголкам уходят вглубь, а выступающая часть щеки (носогубная складка) как бы прикрывает их. У многих студентов, наоборот, стрелочки губ вылезают вперед, превращаются в узор, отчего пластика всей нижней части лица разрушается.
Осторожнее выявляйте рефлексы. Учащиеся, как правило, делают очень яркими рефлексы, отчего форма начинает дробиться, пропадает цельность формы. Чтобы проверить силу рефлекса, используйте следующий прием: смотря на натуру и видя рефлекс, прищурьте глаза — если рефлекс пропадает, то и в рисунке он должен пропасть. Если рефлекс очень ярок, его надо пригасить. Чтобы видеть цельность формы в рисунке, чаще отставляйте его от себя на расстояние.
Усваивая учебный материал, постарайтесь одновременно проследить и за выразительностью своего рисунка. С этой целью копируйте образцы из старинных пособий, где не только хорошо передается форма, но и материальность (рис. 72). Копирование поможет вам управлять карандашом, увидеть выразительность средств графики. И то, как надо пользоваться штрихом и тоном для выражения формы в рисунке.
Рисунок №72 — Таблица из пособия А. Т. Скино
Чтобы лучше усвоить закономерность строения формы губ, необходимо сделать ряд рисунков с живой натуры, хотя бы с себя. Рисуя себя с помощью зеркала, попробуйте выразить в рисунке не только пластическую характеристику формы губ, но и свое эмоциональное состояние. Губы очень выразительны, губами человек передает и свое душевное состояние. В хорошем, веселом настроении человек приподнимает уголки губ (улыбка); при грустном и плаче, он, наоборот, опускает уголки губ. Рисуя свои губы с передачей разных эмоциональных состояний, проследите, как изменяется характер формы кромки верхней и нижней губы, каков при этом рисунок линии смыкания губ.
Выразительность и характер формы губ зависят также и от толщины губ (рис. 73). При передаче портретной характеристики за этим надо внимательно следить. У одного человека губы тонкие, жесткие, растянутые, такие губы присущи людям твердого характера; у другого губы толстые, мягкие.
Рисунок №73 — Разная толщина губ