Рисунок деталей головы - нос
Детальная проработка формы головы требует хорошего знания основных положений изображения главных частей лица — носа, глаз, губ, ушей. Учащиеся обычно недооценивают важности рисования отдельно деталей головы. Им кажется, что это бессмысленная трата времени, что вполне достаточно прорисовать детали головы во время выполнения длительного рисунка. Однако во время рисования головы ученик не может основательно и специально изучить все тонкости изображения глаза, уха, носа, губ.
Давая наставления начинающим художникам, Леонардо да Винчи писал: «Итак, говорю я тебе, которого природа обращает к этому искусству: если ты хочешь обладать знанием форм вещей, то начинай с их отдельных частей и не переходи ко второй, если ты до этого недостаточно хорошо усвоил в памяти и на практике первую. Если же ты поступишь иначе, то потеряешь время или, поистине, очень растянешь обучение. И я напоминаю тебе — научись прежде прилежанию, чем быстроте».
Рисунок №57 — Таблица из пособия А. Карраччи
В старых художественных школах изучение головы начиналось с рисования деталей — носа, глаз, уха, губ. Уже в первой Академии художеств один из братьев Карраччи составил пособие по рисованию для воспитанников своей Академии под названием: «Прекрасная школа обучения рисованию всего человеческого тела», где изучение головы начиналось с рисования деталей.
В дальнейшем во всех пособиях по рисованию изучению деталей головы уделялось самое серьезное внимание. Так, например, И. Прейслер в пособии «Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству» 1734 года не только раскрывает закономерность строения формы уха, но и наглядно показывает методику построения изображения (рис. 58). Изображение начинается с определения осевых линий, которые помогают рисовальщику установить положение уха. Затем намечается общий овал ушной раковины и пропорциональные отношения частей. Далее показывается, как следует изображать завиток, противозавиток, ладьевидное углубление, козелок и мочку.
Рисунок №58 — Таблица из пособия И. Д. Прейслера
В пособии Ш. Жомбера 1754 года также главное внимание обращается на закономерность строения формы деталей головы. На рисунке 59 показана пропорциональная закономерность строения глаза, место расположения зрачка, верхнего и нижнего века. Рисунки деталей головы мы находим в пособиях Кенигера, Жюльена, Скино, Пукирева и Саврасова, а также советских авторов — Кардовского, Барща, Хитрова, Соловьева и других, где внимание рисовальщика обращается на методику построения изображения. Современными учебными программами по рисунку для средних и высших учебных заведений также предусмотрены специальные задания на рисование гипсовых слепков деталей головы Давида со скульптуры Микеланджело Буонарроти.
Рисунок №59 — Таблица из пособия Ш. А. Жомбера
Изучение частей головы начнем с анализа и изображения гипсовых слепков классического образца (голова Давида), которые предусмотрены учебными программами по рисунку.
Детальную проработку формы головы начинают с изображения носа, начнем и мы с анализа формы носа.
Раскрывая методику построения изображения деталей головы, мы будем возвращаться, казалось бы, к уже известным истинам, однако многолетняя педагогическая практика в различных высших художественных учебных заведениях показала, что подавляющее большинство студентов забывает о них и ведет рисунок очень хаотично и беспорядочно, не достигая должного успеха.
Как мы уже говорили, большая форма носа состоит из четырех поверхностей — передней, двух боковых и нижней плоскости.
При всем многообразии мужских и женских носов структура формы у всех одна. Рассмотрим ее на нашей схеме (рис. 60). Передняя плоскость призмы носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины — третья (3), но в перевернутом виде; и, наконец, последняя трапеция — миндалины (4). В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет видоизменяться схема строения — курносый, горбоносый, прямой, но закономерность структуры сохраняется. Например, мы рисуем человека с мефистофельским носом (горбоносого).
Рисунок №60 — Схема строения формы носа
Анализируя структуру формы носа, мы отмечаем, что указанная нами схема становится более растянутой. Переносица у таких людей более узкая, боковая плоскость призмы-носа, от переносицы до слезника, уходит далеко вглубь. Горбина носа в самой выпуклой части уже обычной и по форме растянута, кончик носа свисает вниз и раздвоение миндалин не видны, они как бы сливаются в единую форму (рис. 60, средний).
У курносого человека переносица обычно широкая, горбина носа как бы вдавлена и небольшая, миндалины широкие и на кончике носа хорошо видна их раздвоенность, а вся схема становится более сжатой (рис. 60, крайний правый). Но что особо важно отметить, несмотря на различие характера формы, схема, структура носа остается неизменной, состоящей из четырех частей.
Изучая закономерности строения формы носа, Леонардо да Винчи писал: «Части носа, посередине между которыми находится горбинка носа, изменяются восемью способами, а именно: или они одинаково прямые, или одинаково вогнутые, или одинаково выпуклые, — это во-первых; или же они не одинаково прямые, выпуклые или вогнутые, — это во-вторых; или они в верхних частях прямые, а в нижних вогнутые — это в-третьих; или верхние прямые, а нижние выпуклые, — это в-четвертых; или верхняя вогнутая, а нижняя прямая — это в-пятых; или верхняя вогнутая, а нижняя выпуклая — это в-шестых; или верхняя выпуклая, а нижняя прямая — это в-седьмых; или верхняя выпуклая, а нижняя вогнутая — это в-восьмых».
Внешний вид и закономерность формы носа в основном зависят от особенностей строения костей носа и лобного участка между бровями (рис. 61 по М. Герасимову). У курносого лобный участок сильно выдается вперед, а носовая кость вдавлена (рис. 61, а). У людей с прямым носом переход от лобных костей к горбине носа плавный (рис. 61, б). У человека с орлиным (мефистофельским) носом лобная кость несколько выступает, а кости носа сильно выдаются вперед и резко опускаются книзу (рис. 61, в). Отсюда закономерность расположения хрящей и мышц. Это надо будет учитывать при рисовании живой головы. В данном случае нам надо усвоить общую закономерность строения формы носа и его пластическую характеристику.
Рисунок №61 — Зависимость формы носа от строения костей
Основная закономерность строения формы носа хорошо выражена в скульптурном слепке головы Давида. Поэтому во всех художественных учебных заведениях, при изучении деталей головы, рекомендуются гипсовые слепки головы Давида.
Приступая к рисунку носа, соблюдайте методическую последовательность построения изображения — от простого к сложному, от общего к частному. Прежде всего, необходимо наметить призматическую форму всего гипсового слепка, уточним его положение в пространстве (согласно законам перспективы) и его пропорциональные отношения. Затем наметим местоположение призмы носа и направление его плоскостей — переднюю, нижнюю и боковую или боковые, если они видны обе (рис. 62). Если призма носа расположена к нам фронтально, то передняя плоскость будет хорошо видна, а остальные будут в перспективном сокращении. Если же мы будем смотреть на призму носа снизу, то нижняя плоскость носа будет развернута и хорошо видна, а передняя и боковые будут видны в перспективном сокращении.
Рисунок №62 — Рисунок носа
При построении призмы-носа в трехчетвертном повороте или в профиль мы заметим, что боковая плоскость призмы-носа, обращенная к нам, будет хорошо видна, а остальные плоскости призмы-носа будут не видны в перспективном сокращении. Поэтому, прежде всего надо правильно наметить в рисунке общую форму призмы-носа, уточнить ее положение в пространстве по законам линейной перспективы и проверить пропорциональные соотношения. После этого начинаем выявлять структуру формы носа согласно нашей схеме. Прежде всего, наметим расположение основных частей передней плоскости носа — переносицу, горбину и миндалины. Затем уточним глубину боковых плоскостей от переносицы до слезников и от миндалин до конца ноздрей, а также характер нижней площадки носа.
Уточняя рисунок передней плоскости носа, изображение ведите одновременно с правой и левой стороны. Например, наметив переносицу с правой стороны, сразу же намечайте левую. Наметив горбину носа справа, намечайте тут же слева. Уточняя характер формы миндалин, правую и левую часть изображаем одновременно.
Если у рисовальщика еще не развит в должной мере глазомер, то вначале следует пользоваться вспомогательными линиями построения. Например, намечая призму носа, можно соединить слезники и края крыльев носа прямыми линиями. Намечая верхний край крыла носа, тут же намечайте его с другой стороны, соединяя прямой, которая должна быть параллельной линии основания носа (рис. 62).
Изображая ноздри, не забывайте о толщине ноздрей, в особенности, когда вы подчеркиваете нижнюю площадку носа, находящуюся в тени.
При моделировке формы тоном внимательно следите за переходами одной формы в другую, не растушевывайте слишком сильно их границы, в особенности там, где надо передать переход формы переносицы к горбине носа, от горбины к миндалинам. Выявляя нижнюю поверхность носа — у кончика носа, на границе боковой поверхности ноздри и нижней, где должна быть показана толщина ноздри, необходимо слегка подчеркнуть границы плоскостей усилением тона. Плохо, когда нижняя, боковая и передняя плоскости сливаются тоном в одну общую. Чтобы проверить себя, можно воспользоваться следующим приемом: когда вам кажется, что все формы в рисунке выражены хорошо, прикройте рисунок ладонями или кусочками бумаги, оставив открытым только небольшой фрагмент рисунка, и посмотрите, достаточно ли ясно выражена трехмерность формы, или все смазано, а рисунок данной формы выражается только контурной линией. Если так, то надо продолжить моделировку формы и уточнить направление каждой плоскости в пространстве.
Методическая последовательность построения изображения особое внимание обращает на решение тональных задач. Рисунок начинаем с изображения призматической формы носа с легкой прокладкой тона. Отделив переднюю (освещенную) и нижнюю (теневую) плоскости носа от боковых (находящихся в полутени), следите, чтобы эти тоновые отношения сохранялись до конца завершения рисунка (рис. 62). У многих очень часто боковые поверхности носа и ноздри, находящиеся в полутени, имеют такую же силу света, как и на передней (освещенной) плоскости, и на кончике носа. На кончике носа иногда образуется блик, и сила света на ноздре не может быть ему идентичной.
Рисунок №63 — Строение глаза
Затем надо перейти к пластической характеристике формы как в свету, так и в тенях. Рефлексы вызывайте усилением тона рядом находящихся поверхностей (рис. 62).
Выполняя данный рисунок, старайтесь не только усвоить учебный материал, но и добиться выразительности рисунка, передать материал гипса. На рисунке 64 даны примеры передачи материальности в рисунке. Чтобы хорошо усвоить принципы и методы изображения, следует выполнить ряд рисунков с других скульптур с самых различных точек зрения, подмечая характерные особенности строения формы носа.
Рисунок №64 — Таблица из пособия В. В. Пукирева и А. К. Саврасова