Заключение

Рисунок — основа изобразительного искусства, без рисунка не может обойтись ни один художник, будь он живописец, скульптор или художник-прикладник. Особенно необходим рисунок художнику-портретисту, где требуется ясная реалистическая трактовка формы. Поэтому в художественных учебных заведениях рисованию с натуры головы человека уделяется самое серьезное внимание.

Цели и задачи учебного рисования головы человека вытекают из целей и задачи изобразительного искусства. Задача советского реалистического искусства — дать правдивое отображение жизни. Занятия учебным рисунком помогают художнику правильно видеть и понимать реальную действительность, указывают правила и способы ее верного изображения.

Задача учебного академического рисунка — вооружить молодого художника необходимыми знаниями и навыками, вооружить его грамотой изобразительного искусства, научить, работая с натуры, создавать жизненно правовое графическое изображение. Академическое рисование головы человека ставит своей задачей:

  1. Научить правильно видеть и понимать характерные особенности строения формы головы;
  2. Объяснить закономерности строения формы головы человека и правила ее изображения на плоскости;
  3. Раскрыть последовательный ход работы над рисунком;
  4. Заложить прочные основы профессионального мастерства;
  5. Воспитать у молодого художника правильное отношение к реальной действительности на основе развития и формирования материалистического мировоззрения;
  6. Повышать профессиональный и культурный уровень путем ознакомления с лучшими образцами мирового искусства, обращая особое внимание на достижения русской художественной школы рисунка.

Курс академического рисования головы человека указывает молодому художнику один из кратчайших путей к профессиональному искусству. Курс учебного рисования головы человека с натуры дает учащимся основы грамотного реалистического изображения, художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы. Правильные методические установки академического рисунка и его методологическая направленность приучают художника, рисующего с натуры, верно видеть форму и ее характерные особенности.

Реалистическое искусство требует эмоционально-выразительного рисунка. Портретное изображение должно захватывать зрителя. Великие произведения восхищают исключительной убедительностью передачи образа, знанием законов перспективы, анатомии, законов светотени. Чем больше рассматриваешь произведение гениального художника, тем больше восхищаешься знаниями и мастерством автора.

Академическое рисование с натуры головы человека учит художника видеть, выделяя главное, подчиняя ему второстепенное, учит правильно строить изображение формы на плоскости бумаги. Художник, овладевший научными знаниями и техникой рисунка, знает, что в основе наружных форм лежит анатомическая структура; костяк и мускулы определяют наружные формы головы, они же влияют на выражение лица. Знания и навыки являются той основой, на которой в дальнейшем совершенствуется искусство художника-реалиста, из учебного рисования органично рождается творческое рисование, учебный рисунок лежит в основе творчества. Вместе с тем рисование с натуры головы человека дает учащемуся правильное направление, помогает ему стать на путь реалистического искусства.

Метод реалистического искусства, метод реалистического отображения действительности закладывается в период академического рисования с натуры.

Современная школа академического рисунка наследовала лучшие традиции русской и мировой культуры, в основе ее методов обучения лежит рисование с натуры. Основы школы реалистического рисунка были заложены еще художниками Древней Греции, они проявляли живой интерес к реальной действительности, стремились с математической точностью познать законы природы и на их основе добиться полной достоверности в изображениях, и прежде всего человека, как наисовершеннейшего творения природы. Художники эпохи Возрождения продолжили эту линию, но уже с новых позиций и с более глубоким научно-теоретическим обоснованием. В трактатах Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрера искусство рисунка определяется как наука, а в основу обучения кладется рисование с натуры как наилучший метод познания реальной действительности. В XVII—XVIII веках рисование выделяется в самостоятельную учебную дисциплину — академический рисунок, который в дальнейшем становится главнейшим учебным предметом во всех художественных учебных заведениях.

Становление и развитие советской школы академического рисунка проходило на качественно новом, с позиций марксистско-ленинской эстетики, осмыслении традиций. Сегодня основные положения академического рисунка получают более глубокое научно-теоретическое обоснование. Для обоснования методических положений используются новейшие данные научных исследований из области педагогики, психологии, физиологии и других наук.

Рассматривая рисунок как основу изобразительного искусства, курс академического рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать предметы окружающей нас природы, ибо рисование с натуры — это прежде всего процесс познания реальной действительности.

Лежащий в основе академического рисунка материалистический метод познания мира противоположен идеалистическому, он учит правильно познавать и анализировать натуру, помогает понять закономерность строения форм природы, существующих объективно и независимо от наших ощущений. Не вещи существуют благодаря ощущениям, а ощущения благодаря вещам. Академическое рисование учит исходить не только из своих субъективных ощущений, но и из объективных законов реальной действительности. В основных направлениях реформы школы указывается, что важнейшая задача школы — давать глубокие знания и навыки, формировать материалистическое мировоззрение.

В то же время учебный академический рисунок вооружает начинающего рисовальщика изобразительной грамотой, формирует, совершенствует и воспитывает его как художника, закладывает базу для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности, научные знания помогают искусству, облегчают работу художника, способствуют тому, что творчество художника становится более возвышенным и глубоким.

К сожалению, даже термин «академический» многие стали воспринимать, как что-то крайне отрицательное. Во всех других областях искусства это не так. Балетмейстер, желая подчеркнуть школу высшего мастерства, говорит — академическая школа балета», актер с гордостью говорит, что он работает в академическом театре; даже музыканты стали широко употреблять термин «академический» — «Государственный академический симфонический оркестр», «Академический хор».

Наша художественная школа должна использовать все лучшее, что было в системах старых академических школ, развивать дальше те принципы и методы, которые давали высокие результаты, а не отвергать достижения прошлого.

Данное пособие раскрывает методологические принципы реалистического изображения человека и ориентирует учащихся на более углубленное изучение натуры. Методические рекомендации основываются на лучших традициях мировой и русской школ рисунка, а иллюстративный материал наглядно поясняет закономерности строения формы. Пособие подготовлено с учетом новых учебных программ для учащихся художественных учебных заведений, а также для самостоятельно изучающих рисунок.