Рисунок гипсовых голов с ярко выраженной характеристикой образа (Давид, Гаттамелат, Коллеони, Вольтер) - 1 часть
Изображение и анализ гипсовых слепков с классических произведений великих скульпторов помогают молодому художнику углубить свои знания о закономерностях строения формы головы человека, а в дальнейшем перейти от рисунка гипсовых голов к рисунку живой головы. Рисунок характерных голов, выполненный с гипсовых скульптур, для молодого художника является крайне необходимым этапом работы.
Во-первых, наблюдая особенности индивидуальной (портретной) характеристики человеческой головы (Гаттамелата, Коллеони, Вольтера и других). Учащийся начинает отмечать и их общую закономерность строения, так как авторы этих скульптур следовали классическим канонам (античным канонам пропорций, выражению конструктивной основы формы, методам выявления большой формы, обрубовки и другим). Приступая к изображению этих голов, учащийся будет следовать тем же правилам и законам, которые он усвоил на предыдущих занятиях академическим рисунком.
Во-вторых, пластическая моделировка формы этих скульптур приближена к реальным формам живой головы, что помогает рисовальщику лучше усваивать курс пластической анатомии и в дальнейшем перейти к рисованию живой головы. Не случайно в старой Академии художеств после «оригинального» класса шел «гипсово-фигурный» и только после него воспитанник Академии мог перейти в натуральный» класс. Ценность данного этапа рисования с натуры заключается в том, что гипсовые модели облегчают изучение законов строения живой формы, в них ясно и четко выражена конструктивно-анатомическая основа формы. Живая же модель насыщена большим количеством мелких деталей, которые отвлекают рисовальщика от главного.
На гипсовой форме ученику легче увидеть объем, так как там нет случайных, отвлекающих внимание мелочей (веснушек, родинок, цвета кожи). Гипсовая форма в отличие от живой модели лишена окраски и дает ученику возможность правильно понять форму и правильно передать ее в рисунке с помощью тона. Ученик, наблюдая за тональными градациями света и тени, правильно видит и передает их в рисунке. Предмет же с различной цветовой окраской нарушает правильное восприятие формы. Например, рисуя голову натурщика, ученик старается передать розовый цвет щек, лиловатую окраску носа, красные губы, покрывает их темным тоном и вместо выпуклости изображает впадину. Белая же гипсовая форма имеет четкие градации света, тени и полутени и помогает ученику правильно понять и изобразить объем формы.
Указывая на важность рисования с гипсов, выдающийся советский художник и педагог К. Юон писал: «Польза рисования с гипсов заключается, прежде всего, в том, что они, будучи белыми, отлично учат разбираться в самых тонких отношениях светотени без примеси к ним сбивающих с толку цветовых влияний. Другая положительная сторона рисования с гипсов в том, что они способствуют восприятию крупных, обобщенных форм, лишенных случайных ненужных мелочей».
Приступая к рисунку гипсовых голов классического образца, не забывайте о своей целевой установке — приобрести как можно больше знаний и навыков. Многие торопятся усложнить себе задачу, стремятся сделать только эффектный рисунок в ущерб приобретению знаний, умения и навыков. Если молодой художник решил вооружиться знаниями и навыками, ему надо строже следить за методической последовательностью усложнения учебных задач. При изображении гипсовых голов с ярко выраженной характеристикой образа, изучение следует начать с модели не очень сложной по форме и с наименьшим количеством мелких деталей. Такой моделью может служить голова Давида, части лица которого вы только что изучали и вам будет легче выполнить законченный рисунок.
Методическая последовательность работы над рисунком гипсовой головы остается прежней, поэтому в данной главе мы остановим внимание читателя только на частных моментах построения изображения головы.
Начиная строить изображение головы Давида, внимательно проследите за положением головы, шеи, плечевого пояса в пространстве. Взгляд Давида устремлен влево, туда же повернута и голова по отношению плечевого пояса. Правильное распределение масс (головы и шеи) поможет рисовальщику успешно решить и образную задачу рисунка.
Рисунок начинаем с выявления общей формы. Большие размеры головы и ее деталей затрудняют рисовальщику видеть общую форму, поэтому объединяйте большие массы вначале прямыми линиями. По лицевой части головы: локоны волос, скуловые кости и переднюю плоскость подбородка. Иначе говоря, прежде всего, отделите переднюю часть головы от боковых.
При уточнении характера формы головы и ее пропорций необходимо обращать внимание на анатомические особенности строения формы черепа.
Сразу не вырисовывайте все особенности строения формы головы, вначале проанализируйте их, поймите, что является наиболее характерным для данной головы, что влияет на внешнюю характеристику образа. Еще Альберти писал, что надо браться за карандаш или кисть тогда, когда каждая часть художником «предварительно, как следует, обдумана, и чтобы мы знали, где она должна быть, как ее сделать и как поместить».
Характер формы головы определяется особенностями строения костей черепа, и художнику надо знать эти особенности. На рисунке 78 изображен череп фронтально и в профиль, что позволяет увидеть и характер формы черепа в целом, и его основные кости. Черепная коробка состоит из шести основных костей: лобной, двух теменных, двух височных и затылочной. Все эти кости соединены между собой швами и составляют единую форму. От характера строения этих костей зависит и характер формы головы. Например, характер костей черепа у молодого и старого человека влияет на характеристику головы. Это мы можем проследить на скульптурных слепках головы Давида и Вольтера.
Рисунок №78 — Вид черепа спереди и сбоку
Передавая характер формы головы того или иного человека, мы прежде всего обращаем внимание на кости черепа. У одних людей мы замечаем очень большую лобную кость и маленькую затылочную. У других, наоборот, очень крупный затылок и маленький лоб. У одних людей очень сильно выступают лобные бугры, у других — височные кости. Характерные особенности строения височных костей и лба видны на голове Гаттамелата.
На лицевой части черепа мы обращаем внимание на корень носа, лобные бугры, края глазниц и места скрепления височных костей со скуловыми, на скуловые отростки, нижнюю челюсть. Все эти кости хорошо видны на лице и также помогают правильно определить характер формы головы. Например, форма нижней челюсти влияет на характер формы подбородка. Нижняя часть челюстной кости состоит из центральной площадки — подбородочного возвышения — и двух ветвей, которые сочленяются с височными костями. Если подбородочное возвышение сильно изгибается и выдается вперед, то на подбородке у человека образуется ямочка. Это хорошо видно на слепке головы Коллеони. Знание строения черепа помогает правильно видеть и понимать, чем обусловлена каждая выпуклость и каждая впадина на голове человека. Очень хорошо в «Школе изобразительного искусства» сказал скульптор М. Манизер: «Когда мы входим в затемненную комнату, зная, где и какие стоят в ней предметы, мы легче их можем увидеть, чем если этого знания у нас нет. Точно так же и в лепке. Если скульптор знает строение предмета, понимает, чем обусловлены выпуклости, вогнутости, то ему легче их увидеть, а значит, и вылепить, чем человеку, не имеющему о них понятия».