4 часть
В старых художественных школах этому разделу уделяли большое внимание. Уже в первой Академии художеств братьев Карраччи ученики изучали действия мимических мышц лица. В пособии по рисунку А. Карраччи наглядно показывалось ученику, как выражаются эмоции человека (рис. 57).
Конечно, в натуре, в лицах живых людей мы не увидим такой ярко выраженной схемы действия мимических мышц лица. Здесь от рисовальщика требуется более тонкое чувство формы, более острая наблюдательность за изменениями пластической характеристики образа, за малейшими изменениями выражения лица. Естественно, такое видение требует большой практики и творческого подхода к делу, и у художника-портретиста эта острота зрения вырабатывается годами. Мы же здесь ограничиваемся в основном учебными задачами. Задачи рисунка, связанные с передачей меняющихся состояний человеческого лица, требуют знаний и умений подметить в определенный момент самое характерное в человеческом лице, чему и должен научиться художник в период обучения.
Душевные состояния человека, отражающиеся на лице, всегда интересовали художников, и они старались установить их закономерности. Так, например, Леонардо да Винчи записал: «Тот, кто изливает плач, приподнимает брови в месте их соединения, и сдвигает их вместе, и образует складки посредине над ними, опуская углы рта. У того же, кто смеется, последние подняты, а брови раскрыты и удалены друг от друга». И совет начинающему художнику: «Если ты хочешь обладать легкостью в запоминании выражения лица, то заучи сначала на память глаза, носы, рты, подбородки многих голов, а также горла, шеи и плечи».
Приобщаясь к искусству портрета, молодому художнику надо помнить, что выразительность портрета во многом зависит, как мы уже говорили неоднократно, от решения композиционной задачи, от зрительного охвата всего облика портретируемого. Поэтому, прежде чем начать рисунок, продумайте, как лучше изобразить данного человека. Одна образная характеристика портретируемого требует изображения только головы, другая — изображения головы с плечевым поясом (рис. 165). Третья — требует поясного или поколенного изображения (рис. 132). Четвертая — человека во весь рост (рис. 151).
Рисунок №151 — В. А. Серов, портрет Ф. И. Шаляпина
Рисунок №165 — К. П. Брюллов, портрет Ф. Д. Гверацции
При решении композиции портрета строже продумывайте свой замысел и свою цель. Не меняйте композиционную идею в процессе работы над портретом. Очень часто учащиеся, задумав выполнить портрет головы на нейтральном фоне, вдруг в процессе работы начинают подрисовывать шею с плечевым поясом и даже руку. В результате такого дорисовывания появляется масса грубых ошибок в пропорциях, а о конструктивно-анатомической слаженности рисунка и говорить нечего.
В портрете зритель должен увидеть и ясно представить себе весь облик портретируемого, его психические, нравственные и физические черты.
Своеобразие творческого решения портрета состоит в том, что художник отбирает наиболее важное в портретируемом. Дает свою оценку, привлекает дополнительное для более полного раскрытия образа — предметы быта, одежду и так далее.
Используя в рисунке портрета аксессуары, надо все время следить, чтобы моделировка формы и передача материальности их не отвлекали зрителя от главного в портрете. Будет плохо, если художник хорошо прорисует воротничок рубашки, кружево на блузке портретируемой, а форму головы и деталей лица не промоделирует в должной мере и оставит все в набросочном состоянии — портрета не будет, будет портрет костюма, а не человека. Аксессуары в портрете должны быть небольшим дополнением к характеристике образа, но самостоятельного значения они иметь не должны.
При решении композиции портрета во весь рост человека необходимо выбрать нужную точку и уровень зрения, найти общий силуэт фигуры, характерную для данного человека позу, осанку, манеру держать голову, руки.
Решение подобной задачи требует от художника большого количества композиционных набросков, поисков наиболее удачного решения поставленной задачи.
Большая роль в создании портрета принадлежит точке зрения — низкий горизонт придает монументальность изображению (Шаляпин - В. Серова). Облик портретируемого, вдохновивший художника, заставляет искать и наиболее выразительные средства изображения. Так, например, величавый образ Ф. Шаляпина подсказал В. Серову обращение к угольному рисунку, чтобы усилить индивидуальную характеристику великого русского певца.
Здесь важно обратить внимание художника не на внешний вид рисунка, не на манеру использования угля, не на трактовку формы (что интересует обучающегося художника в первую очередь, так как студент еще не владеет мастерством и ему важно посмотреть, как это делают большие мастера), а интересна трактовка художественного образа. Серов как художник, прежде всего, пленился и восхитился внешностью и красотой великого артиста, его величием, великолепием осанки и выразительностью жестов. И только после этого художник стал думать, как, какими средствами рисунка можно запечатлеть образ Ф. Шаляпина.
Поскольку в данной главе речь идет о рисунке портрета, а не о правилах изображения головы человека, мы и хотим помочь молодому художнику овладеть искусством портрета.
Для каждого портрета требуется свой формат и композиция, большую роль играют поза, жест, осанка.
Камерный интимный портрет требует небольшого размера, изображения только головы, все остальное изображается легкой контурной линией. Такую трактовку мы часто встречаем в портретах Энгра и К. Сомова.
Парадный портрет требует более сложной композиции, введения аксессуаров, части интерьера или пейзажа. Примером может служить рисунок Бокхорста «Молодая дама в берете» и рисунок Д. Левицкого «Портрет Екатерины II».
Для более полной характеристики портретируемого художник часто вводит в композицию рисунка дополнительные объекты изображения — плечевой пояс, костюм, руки. Особенно сильное воздействие на зрителя оказывают руки портретируемого, они помогают глубже проникнуть в духовный мир человека. Поэтому не случайно в учебных программах художественных школ предусмотрены специальные задания: рисунок головы с плечевым поясом и руками.
Решение композиционной задачи в портрете направлено на организацию восприятия зрителя, композиция должна концентрировать внимание зрителя на портретируемом, композиционный центр должен быть акцентирован на лице портретируемого. Аксессуары (предметы быта, одежда, интерьер или пейзаж) должны дополнять характеристику портретируемого, чтобы зритель мог получить более яркий и убедительный образ портретируемого: врач, артист, ученый, рабочий, колхозник и так далее.