Метод анализа и изображения обобщенной формы головы - часть первая
Форму головы художнику помогает воспринять освещение. Свет, располагаясь по поверхности объема головы, дает возможность художнику видеть ее пластику, причем в первое мгновение, человек воспринимает форму головы очень обобщенно: голову как шар, шею как цилиндр, нос как призму, глаз как шаровидную выпуклость, и только впоследствии, при внимательном рассмотрении, человек начинает замечать все тонкости пластической характеристики как головы в целом, так и ее деталей.
Научные исследования психологов это достаточно убедительно доказали — человек вначале воспринимает общую форму предмета, а затем уже его детали. Результаты исследований дали основание выделить пять основных стадии (или фаз) процесса зрительного восприятия:- различение положения предмета в пространстве (в поле зрения) и грубая оценка его общих пропорций;
- мерцание формы;
- различение резких перепадов кривизны;
- глобально-адекватное восприятие, в котором форма представлена без различения ее деталей;
- адекватное отражение формы в полноте ее деталей. Следуя закономерности зрительного восприятия, рисовальщику необходимо в первую очередь передать общий вид головы, показать особенности ее формообразования, то, как сочетаются между собой поверхности.
На эту необходимость указывали уже художники эпохи Возрождения. Так, например, Альберти в «Трех книгах о живописи» писал, что, видя какую-нибудь вещь, мы говорим, что она занимает определенное место в пространстве. «Затем, разглядывая видимое тело, мы замечаем, как сочетаются все его многочисленные поверхности».
Форма всякого предмета (сюда же можно отнести и голову человека) состоит из многочисленных плоскостей, которые отграничивают ее от окружающего пространства. Задача рисовальщика состоит в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Но, чтобы правильно изобразить эту форму на плоскости листа бумаги, рисовальщику надо перевести реальный вид объемного трехмерного тела в проекционный, то есть уметь перестраивать свое восприятие с объемного видения на плоскостное.
Проекционное изображение формы головы требует от рисовальщика знания теории перспективы, умения пользоваться правилами перспективы в процессе построения изображения.
Практика показала, что построить перспективное изображение простого геометрического тела не так трудно, но дать перспективное изображение такой сложной формы, как голова человека, оказывается очень сложным делом. Поэтому, исходя из педагогического принципа обучения — от простого к сложному, от общего к частному, уже художники эпохи Возрождения при обучении рисованию головы исходили из применения простейших геометрических форм, то есть учили видеть и представлять геометрическую основу формы как всей головы, так и каждой ее части. Следуя этому принципу, рисовальщик должен мысленно как бы проделать первоначальный этап работы скульптора, вырубающего из дерева голову человека, ясно представить себе обобщенную форму в виде обруба. На рисунке А. Дюрера это наглядно показано (рис. 11). Таким методом анализа и построения изображения головы и фигуры человека пользовались многие художники. Примером могут служить рисунки Гольбейна (рис. 12, кисть руки) и Шона (рис. 13). Практика доказала, что метод обрубовки значительно облегчает усвоение правил перспективного построения изображения на плоскости, им в дальнейшем стали пользоваться художники-педагоги и последующих столетий, и наших дней.
Рисунок №11 — А. Дюрер - Обрубовка головы
Так, например, выдающийся советский художник-педагог Д. Кардовский, говоря о принципах и методах обучения рисованию, писал: «Изучающий рисунок должен в своей работе руководствоваться формой. Что же представляет собой форма? Это — масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрическим телам: кубу, шару, цилиндру и т. д. Живая форма живых натур, конечно, не является правильной геометрической формой, но в схеме она тоже приближается к этим геометрическим формам и таким образом повторяет те же законы расположения света по перспективно-уходящим плоскостям, какие существуют для геометрических тел».
Рисунок №12 — Г. Гольбейн - Набросок
Графическое изображение формы на плоскости связано с элементами геометрического начертания, это уже прекрасно понимали художники древности. Так, например, на дверях Сикионской школы рисунка, как повествует историк Плиний, было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии». Художники эпохи Возрождения считали необходимым для облегчения изображения сложной формы на плоскости, в начальной стадии построения изображения, упрощать ее сложную конфигурацию до простых геометрических форм.
Рисунок №13 — Шон - Рисунок
Художники-педагоги XVII—XIX веков также при изображении сложной формы исходили от наипростейших геометрических фигур (Карраччи, Прейслер, Лосенко, Шебуев, Сапожников, Дюпюи, Чистяков, Ашбе и многие другие). Так, например, югославский художник-педагог Антон Ашбе в основу своей системы обучения рисунку головы положил «принцип шара» и метод моделировки формы тоном. Советский художник и педагог Д. Кардовский считал необходимым пользоваться методом «обрубовки» в начальной стадии построения изображения. Но что особо важно отметить — буквально все художники самых разных школ и направлений приходили к одному выводу — изображение головы надо начинать с большой формы, с выявления общей массы объема, а затем уже переходить к деталям.
Что же представляет собой обобщенная форма головы? Это — трехмерное объемное тело, напоминающее своим характером формы яйцо. При обучении рисунку головы все учителя обращали внимание своих учеников на эту характерную особенность строения формы, это мы можем отметить и в учебных пособиях Прейслера, Лосенко, Сапожникова, Кардовского и других. Художники-педагоги, обучая рисунку головы человека, всегда начинают с анализа ее яйцевидной формы. В пособии «Учебный рисунок» (М.: Искусство, 1953) А. Соловьев, Г. Смирнов, Е. Алексеева предлагают начинать рисунок головы с изображения яйцевидной массы сразу тоном (рис. 14). И здесь начинающему рисовальщику предлагается усвоить, что начинать рисунок надо не с частей, а с общего, изображать сначала общую форму головы, а затем постепенно переходить к выявлению деталей.
Рисунок №14 — Первые этапы изображения головы