Кости черепа - первый этап
В нашем пособии анализ формы головы человека мы опять начнем с костей черепа, знать которые необходимо при изображении живой головы (рис. 87). При анализе костей черепа особое внимание надо обратить на височную кость, на характер формы скуловой кости и скулового отростка, на нижнюю челюсть и с затылка на сосцевидный отросток, большое затылочное отверстие и два выпуклых мыщелка эллипсоидной формы, при помощи которых затылочная кость сочленяется с атлантом, верхним позвонком костей шеи. Все эти кости, как и общий характер формы черепа в целом, должны изучаться с разных сторон, и что самое главное для художника, это изучение должно проходить с карандашом и бумагой в руках. Поэтому в учебных заведениях при рисовании живой головы первым заданием является рисунок черепа в трех поворотах (анфас, три четверть, профиль — рис. 88).
Рисунок №87 — Рисунок черепа
Рисунок №88 — Учебный рисунок
Итак, рисуя череп, необходимо запомнить, что череп состоит из двух частей — черепной коробки (задней, затылочной) и лицевой (передней), состоящей из многочисленных костей различной формы и размера.
Черепная коробка образуется шестью костями, соединенными между собой зубчатыми швами — затылочная (задняя), лобная (спереди), две теменные (сверху) и две височные (по бокам).
Лицевая часть состоит из двух глазничных впадин, носовой впадины грушевидной формы, снизу глазничную впадину облегает скуловая кость со скуловым отростком. Сверху глазничные впадины облегают выступы надбровий и височных костей, от носовой впадины выступает кость верхней челюсти, а снизу лицевую часть черепа замыкает нижняя челюсть, состоящая из двух симметричных половин — правой и левой.
От характера форм этих костей и особенностей их строения зависит характер формы головы в целом и ее образная характеристика. Поэтому, рисуя с натуры череп, старайтесь запомнить общую конфигурацию формы каждой кости, так как они будут необходимы вам при изображении живой головы каждого человека.
Запоминая характер формы скуловой кости и скулового отростка, надо иметь в виду, что при рисовании живой головы они помогут правильно передать моделировку формы щеки и изобразить на месте ушную раковину. Величина скулового отростка приблизительно равна четырем пальцам, и конец скулового отростка всегда располагается в середине ушной раковины и козелка. Это каждый может легко проверить на себе. Начиная прощупывать скуловой отросток, он может убедиться, что скуловой отросток уходит в середину ушной раковины, а палец, который прощупывает отросток, упирается в козелок (рис. 89). Не зная этого, учащиеся, как правило, изображают ухо либо на щеке, либо на затылке.
Рисунок №89 — Связь скулового отростка с ушной раковиной
Сосцевидный отросток затылочной кости хорошо просматриваете я у каждого человека, он является началом крепления грудино-сосцово-ключичной мышцы, увязывающей голову с плечевым поясом. От расположения сосцевидных отростков зависит и характер формы мышц, и характер движения шеи в целом (рис. 90).
Рисунок №90 — Характер движения шеи
Нижняя челюсть, имеющая в своем основании подковообразную форму, своими ветвями уходит под скуловой отросток и на поверхности щек образует характерную впадину.
Поверхность черепной коробки у висков также уходит внутрь, под скуловой отросток, что надо учитывать при изображении живой головы.
Лобная кость образуется тремя большими плоскостями: одна — середина лба с лобными буграми и два плана от лобных бугров к височным костям. По вертикали лобная кость делится на две части: верхняя — лобные бугры, нижняя — выступы надбровья, что хорошо видно и на рисунке Д. Кардовского (рис. 83).