3 этап
Третий этап (рис. 102) — детальная прорисовка формы с введением тона.
Приступая к детальной прорисовке формы, проверьте еще раз правильность решения предыдущих этапов работы. Чтобы не потерять общее восприятие формы, тон в рисунок вводите постепенно. Вначале надо проложить легкой штриховкой основные тени, это поможет увидеть форму головы в целом и внести уточнения. Затем можно переходить к деталям, опять исходя от общей формы.
Уточняя рисунок отдельных деталей, внимательно следите за закономерностью строения формы. Так, например, рисуя глаза, не забывайте, что переднюю выпуклость глазного яблока составляет роговица, за которой находится радужная оболочка со зрачком в центре. Многие рисовальщики зрачок глаза изображают в виде плоского диска с черным кружочком в середине. Это неправильно. Радужная оболочка со зрачком в середине имеет выпуклую форму, а не плоскую. Глазное яблоко накрывается веками. При повороте глаза в сторону выпуклость роговицы выгибает верхнее веко в ту же сторону, куда направлен взгляд человека. Поэтому, когда прорисовываете верхнее веко, внимательнее следите за наружным и внутренним его краями.
Рисунок №102 — Третий этап работы над рисунком головы
Внутренний край верхнего века, передаваемый линией, должен обрисовывать выпуклость зрачка и слезника, а наружный край верхнего века — подчеркивать направление взгляда натурщика. В нашем примере взгляд натурщика направлен вправо и немного вверх. При детальной прорисовке формы глаза не забывайте и о закономерности распределения света. В обычных условиях свет падает на голову сверху, и толщина верхнего века оказывается в тени, а нижнее в свету. Студенты же, как правило, нижнюю плоскость верхнего века и толщину нижнего века рисуют в одной силе тона, а иногда толщину век вообще не показывают, ограничиваясь одними линиями. Нижнее веко надо рисовать очень осторожно, еле-еле касаясь карандашом бумаги, в особенности, когда вы добиваетесь портретного сходства.
Серьезное внимание следует обращать и на рисунок бровей. Брови очень разнообразны, они могут быть широкими, узкими, с изломом, мохнатыми, гладкими, нависающими, приподнятыми, сросшимися и от правильной передачи характера бровей во многом зависит и точность портретной характеристики. В нашем примере брови у натурщика густые, нависающие над глазницами.
При усвоении учебного материала по рисованию живой головы человека у многих студентов складывается ложное представление, что детальная проработка формы вредит художественной выразительности рисунка, что ценность рисунка определяется умением художника обобщить как форму головы в целом, так и ее деталей; а потому детальная проработка вообще не нужна. Неверно. Наоборот, детальная проработка формы повышает выразительность рисунка, в этом вы можете убедиться, рассматривая рисунки как учебного плана (рис. 103), так и сугубо творческого (рис. 8). Уточняя форму головы и ее деталей, на этом этапе работы надо одновременно подготовить основу для тонального решения рисунка.
Рисунок №103 — Учебный рисунок
В академическом рисунке ценится не только правильность изображения форм, но и выразительность. Выразительность же в рисунке во многом зависит от правильного решения тональных задач.
Поскольку многие студенты термин «тон» определяют неверно, следовательно, и в рисунке правильно использовать его не могут, остановимся на этом понятии.
Слово «тон» происходит от греческого слова «tonos», что означает «напряжение». Тон — это физическая характеристика света.
Под словом «тон» мы понимаем количество и качество света на поверхности предмета в зависимости от источника света и окраски самого предмета. Изменение освещенности отдельных плоскостей предмета зависит от положения их в пространстве по отношению к источнику света. Тон определяется характером источника света (естественный — солнечный, лунный или искусственный — вольтова дуга, электрическая лампа, свеча) и окраской предмета, на который падает свет.
Свет, падая на поверхность тела, определяет силу тона. В зависимости от положения плоскостей по отношению к источнику света изменяется и характеристика тона. Особенно путаются в тоне рисовальщики при изображении такой сложной модели, как голова живого человека. Моделируя форму головы тоном, они обычно не улавливают градаций светотени, следовательно, и объема. Например, рисуя темные волосы, они закрывают их сразу одним ровным тоном, не показывая, где будет тень, полутень, свет и блик. Однако блик на черных волосах может быть такой же силы, как, скажем, на кончике носа.
На рисунке художника О. Кипренского (рис. 104) мы видим интересное решение тональной задачи. Передавая цвет темных волос, художник оставляет бумагу чистой в местах, где располагаются блики, он не закрашивает все волосы, а старается передать объем локонов средствами светотени.
Рисунок №104 — О. А. Кипренский, портрет А. А. Олениной
Очень часто в процессе длительного штудирования натуры у студента притупляется острота восприятия, он переходит на пассивное копирование натуры и «затушевывает» свой рисунок. П. Чистяков советовал: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки».