3 часть
Рисуя головы классического образца, сначала освойте головы с ясной анатомической структурой. После головы Давида следует перейти к рисунку головы Гаттамелата, на которой ясно читается анатомическая структура черепа. Студенты, как правило, стремятся выбрать голову поэффектнее, а не ту, на которой легче усвоить учебный материал. Не успев нарисовать голову Диадумена, они просят поставить голову Коллеони. Сложный ракурс, большой высокий шлем, наполовину закрывающий голову, мешают внимательно проанализировать форму головы. Конечно, голова Коллеони очень эффектна, но к ее рисунку следует подходить тогда, когда ученик хорошо усвоит основные принципы и закономерности построения изображения. Некоторые учащиеся стремятся как можно больше выполнить рисунков за один семестр, их интересует не качество рисунков, а количество. Очень хорошо по этому поводу говорил П. Чистяков: «Нарисовать сто схожих голов — коллекция, а вот понять, как ее нужно рисовать,— учеба».
Соблюдая методическую последовательность работы над рисунком, и выражая в рисунке характерные особенности строения формы, помогайте себе рассуждениями об особенностях этой формы: как она ограничивается плоскостями в пространстве, как они увязываются друг с другом в единое целое. Словесный анализ формы натуры заставляет рисовальщика ответственнее относиться к рисунку, строже вести построение. В своих методических рекомендациях П. Чистяков указывал: «Все время рассуждать: отсюда — сюда, форма такая и смотреть чаще на натуру. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу. Велико ли слово: отсюда—сюда, а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум...».
Сегодня психологи объясняют, что в этот момент происходит взаимосвязь визуального восприятия с логическим мышлением, формируется представление о форме объекта и усваиваются методы построения изображения этой формы на плоскости. Но осмысление закономерностей строения формы головы невозможно без учета тех знаний, которые были накоплены художниками прошлого. Б. Ф. Ломов пишет: «В отличие от ощущений и восприятий мышление — процесс социально опосредственного отражения. Это выражается, прежде всего, в том, что, решая ту или иную задачу, субъект оперирует понятиями и методами мышления, сложившимися в ходе исторического развития общества, в которых зафиксирована общественно-историческая практика. На уровне речемыслительных процессов как бы разрываются рамки индивидуального опыта, а точнее, в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, накопленных человечеством».
Все это лишний раз доказывает, что молодому художнику для достижения успеха необходимо овладеть тем запасом знаний, который накопили его предшественники в данной области искусства. И неправы некоторые поклонники нового искусства, отвергающие достижения прошлого и призывающие художника ограничиваться непосредственным восприятием без логического переосмысления всего увиденного.
Серьезное, вдумчивое отношение к рисунку особенно необходимо в аудиторных занятиях. Наши наблюдения за работой студентов на академических занятиях рисунком показывают, что многие студенты во время рисования ведут отвлеченные беседы, думая, что это совершенно не мешает работе. Но они ошибаются. В этом рисовальщик может легко убедиться на примере. Попробуйте изобразить в перспективе простое геометрическое тело (куб) и одновременно что-нибудь рассказывайте, и вы заметите, что рука с карандашом приостановится в своем движении. Когда же вы будете сосредоточивать внимание на правильности построения изображения, вы начнете сбиваться в своем рассказе. В учебном процессе учащийся должен все мысли и волю направлять на решение поставленной задачи.
Выявляя линейно-конструктивную основу формы головы в рисунке, все время ведите рассуждения: по отношению профильной линии все парные части головы должны располагаться симметрично, при положении головы в трехчетвертном повороте перспективные сокращения не должны искажать форму головы и симметричность расположения форм должна сохраниться. Надо проследить, как будут располагаться слезники, крылья носа при данном положении головы. Рассуждая так, одновременно проверяйте по отношению вертикали и горизонтали расположение всех частей головы. Для уточнения правильности расположения деталей головы можно воспользоваться вспомогательными линиями. Такое рассуждение с самим собою поможет правильно построить форму головы.
Установив в общих чертах объем головы, надо правильно установить профильную линию, которая должна пройти через середину лба, переносицы и основания носа, середину рта и подбородка. По отношению профильной линии в общих чертах намечаем покров волос, лоб с лобными буграми, надбровные дуги, скуловые отростки с височными костями, выступы скуловых костей и нижнюю челюсть. Далее легкими линиями намечаем характер формы и посадку глаз, носа, губ. Тут же намечаем уши, и все время проверяем пропорциональные соотношения, так как нарушая пропорцию одной части, мы тем самым теряем контроль над остальными, что приводит к искажению всей формы головы.
О важности пропорциональных отношений в рисунке часто говорил своим ученикам Н. Н. Ге: «Рисовать — значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть 6eз всего общего, то есть вы рисуйте не нос, не глаза, не рот, не ухо, не голову, не руку, а какую роль играет нос на лице, рот и т. п.»
Приступая к уточнению рисунка отдельных деталей, необходимо еще раз проверить расстояние между ними и их пропорциональные отношения. Уточняя рисунок глаза, необходимо правильно установить расстояние между наружным и внутренним углами, затем расстояние между веками. Рисуя нос, надо отметить характер призмы-носа, ширину ноздрей, расстояние между углами рта. Моделируя форму светотенью, не дробите общий вид детали, в особенности, когда будете передавать рисунок бровей.
Переходя к детальной моделировке формы, внимательно следите за общей анатомической закономерностью строения костей и мышц. В средних и высших художественных учебных заведениях при рисовании гипсовых голов рекомендуется в качестве справочника использовать гипсовый слепок с анатомической скульптуры Гудона. В пособии «Учебный рисунок» указано: «Работая над античными слепками, полезно поставить рядом голову анатомической фигуры, исполненную Гудоном, либо Донателло». Здесь надо запомнить закономерность расположения мышц и их форму. Это, прежде всего височные, скуловые, жевательные, круглые мышцы глаз и рта, щечные, квадратные мышцы верхней и нижней губы, которые образуют на лице носогубные складки.