Парный и групповой портрет - 1 часть
Парный портрет при всей сложности задачи является хорошей школой в деле овладения искусством портрета. Известно, что выдающийся английский художник Томас Гейнсборо овладевать этим искусством начал с изображения парных портретов. Такой путь от пейзажа к жанру портрета у Гейнсборо не был случайным. В парном портрете, сравнивая лица, художник сразу замечает различия, а через это сравнение ему легче подметить и самое характерное у каждого. В этом плане работа над парным портретом близка учебной работе при выполнении академического рисунка двух фигурной постановки (обнаженных и одетых). В академическом задании на рисунке двух фигурной постановки обнаженных натур мы отмечаем сходство и различие в строении и характере формы человеческого тела, здесь же мы наблюдаем различие формы головы и черт лица. Работа над парным портретом для молодого художника не только полезна, но и необходима, в особенности для того, кто решил в дальнейшем специализироваться в области портрета.
В данной главе дается ряд практических советов для создания парных и групповых портретов.
Для начала выбирайте людей с разной характеристикой образа, резко отличающихся друг от друга, это поможет быстрее улавливать портретное сходство каждого, подчеркивать его индивидуальные особенности. Но выявляя портретное сходство каждого, в парном портрете необходимо выразить и взаимосвязь портретируемых, чтобы у зрителя не появилось ощущения, что перед ним два совершенно отдельных портрета, сложенных вместе. Парный портрет должен быть парным портретом. Примером подобного выполнения парного портрета может служить портрет Пауля Топлера и Мертена Пфинцига работы А. Дюрера.
В этом рисунке А. Дюрера мы видим, как художник, передавая образы современников, показывает нам различие их характеров и облика (рис. 155).
Рисунок №155 — А. Дюрер, портрет П. Топлера и М. Пфинцига
В портретах Пауля Топлера и Мертена Пфинцига Альбрехт Дюрер показывает совершенно различных людей. Разница в характере людей передается художником моделировкой формы губ, строения черепа и различной посадкой глаз и их выражением. Голова Топлера имеет несколько удлиненную форму, скуловые кости выступают вперед, щеки ввалились и жевательные мышцы едва заметны. Голова Пфинцига более квадратна по форме, жевательные мышцы хорошо развиты; эта анатомическая особенность подчеркивает твердость характера депутата Нюрнбергского совета. Тщательная проработка деталей и передача фактуры предметов придают портрету некоторую официальность. Главное в этом рисунке — решение образной задачи.
В несколько ином плане решен парный портрет И. Глазуновым (рис. 156). Здесь изображены молодые люди почти одного возраста, но разной национальности. Это различие подчеркивается особенностями строения костей черепа, разной посадкой глаз, характерными особенностями формы мимических мышц лица.
Рисунок №156 — И. С. Глазунов, портрет И. Бакланова и В. Павленко
Умение видеть и передавать образ натуры, подмечать характерные черты лица в рисунке, а также овладение приемами выразительной лепки формы для художника-портретиста крайне необходимы. Без этого художник-портретист будет пассивным копиистом и не сможет передать жизнь и эмоции человека. Работа над характерными образами людей обостряет глаз художника и подготавливает его к активной творческой деятельности.
Однако, настраиваясь на творческий характер работы над портретами, не забывайте о методической последовательности и основных принципах построения реалистического изображения. Рисунок каждой головы начинайте с выявления большой формы. Разница в характере голов определяется прежде всего в обобщенной форме, общая форма дает портретную характеристику. Касаясь этого вопроса, Д. Рейнольде указывал своим ученикам: «Я уже говорил раньше, что достижение сходства в портрете состоит больше в умении схватить общее выражение, чем в самой тщательной отделке каждой черты лица или других составных частей. И вот в отношении законченности или выявления формы портреты Гейнсборо были часто не более, как подмалевком. Но так как он всегда обращал свое внимание на общее впечатление целого, мне часто казалось, что эта незаконченная манера именно и содействовала созданию разительного сходства, отличающего его портреты».
Наметив основную форму каждой головы, мы тем самым подготовим себе базу для дальнейшей работы над деталями лица, и нам легче будет находить различия в портретной характеристике каждой головы. Моделируя форму отдельных деталей, необходимо одновременно следить за их взаимосвязью и согласованностью с целым, подчеркивая при этом характерные особенности формы. В то же время, работая над парным портретом, глаз художника должен «перескакивать» с одной головы на другую, сравнивая характер формы деталей одной (нос, глаза, губы) с характером деталей другой. При таком сравнении художнику легче уловить индивидуальные особенности и характерные черты каждого.
Когда появится некоторый опыт в работе над парным портретом, можно усложнить задачу и перейти на лица близкие по характеру формы. Примером подобного решения портретной задачи может служить рисунок П. Рубенса (рис. 157).
Рисунок №157 — П. П. Рубенс, парный портрет
В этом парном портрете П. Рубенс очень хорошо передал как сходство молодых девушек, сестер, так и портретное различие. Сходство мы видим в строении губ, носа, подбородка. Различие — в характере формы головы, строении век, крыльев носа. При работе над парным портретом рисовальщик должен внимательно следить не только за различием характера формы головы и ее деталей, но и за различием тональных отношений. Например, в парном портрете одна голова находится ближе к художнику, а другая — дальше; возможны случаи, когда одна голова немного загораживает другую. Естественно, прорисовывать обе головы совершенно одинаково нельзя — на ближней голове светотеневые контрасты должны быть сильнее. На отдаленной слабее. На голове первого плана все детали должны быть прорисованы очень четко, на втором — менее. Однако делать это надо не нарочито, а тонко, чтобы портрет не потерял своей цельности и единства, что мы видим в вышеприведенном портрете. Поэтому рисовать каждую голову по отдельности не следует, а необходимо все время сравнивать и сопоставлять их между собой.