4 часть
Характер мышления и восприятия у художника сегодня совершенно иной, чем был у художников прошлых эпох. Даже художники одного столетия, по прошествии нескольких десятилетий, начинают по-иному воспринимать и оценивать искусство. Касаясь этого вопроса, И. Крамской писал В. Поленову: «Но уж такая судьба русского общества, что то, что было вчера еще впереди, завтра, в буквальном смысле завтра, будет невозможно, и не для одного или двух невозможно, а для всех станет очевидным. Четыре года тому назад Перов был впереди всех, еще только четыре года, и после Репина „Бурлаков" он невозможен».
Каждый художник, являясь представителем эпохи, своего времени, старается это отразить в своем произведении, включая и автопортрет. Это достаточно убедительно доказала выставка «Автопортрет», организованная Государственной Третьяковской галереей в 1977 году. Поэтому, используя отдельные приемы и методы передачи формы в рисунке, с помощью которых великие мастера достигают неповторимой выразительности, не превращайте их в единственную и главную цель своей работы. Главная цель — раскрыть свой образ, показать себя таким, каким вы являетесь в жизни, тогда и средства выражения формы в рисунке будут приобретать новое звучание, свойственное вашей манере и темпераменту. Если же вы будете подражать какому-нибудь старому художнику, маскироваться под него, копировать у данного мастера средства выражения — успеха в работе не будет.
Еще хуже, когда вы начнете изображать себя в несвойственном виде, с повышенной помпезностью, что любят делать начинающие художники. Старайтесь изобразить себя таким, каким вы привыкли видеть себя в отражениях (зеркале), не задумываясь и не заботясь о формальной стороне дела. Великие мастера портрета в своих автопортретах стремились запечатлеть свой образ таким, какими они были в том или ином периоде жизни.
Значение этих автопортретов для нас состоит не только в их художественной ценности как образцов графического искусства, но и в том, что они сохранили до нашего времени живой образ их создателей. В каждом рисунке отражен облик художника без какой-либо парадной напыщенности, а такой, каким художник был в период создания своего автопортрета. Эта естественность и простота заставляет зрителя верить в непогрешимость сходства, в реальную убедительность образа.
Работая над автопортретом, полезно изобразить себя с разных точек зрения, чтобы лучше изучить свое лицо. Примером таких зарисовок может также служить рисунок академика В. Н. Яковлева, который представлен в нашем пособии на рисунке 127.
Рисунок №127 — В. Н. Яковлева, автопортрет
При выполнении автопортрета с рукой, не подрисовывайте ее как элемент композиции, что обычно делают некоторые художники, а старайтесь передать жест руки, свойственный всей фигуре. Прорисовывая пальцы на руках, передавайте содержание движения кисти руки — держит палитру, карандаш, планшет с бумагой (рис. 120).
Работая над длительным рисунком, не торопитесь его заканчивать в один сеанс. Начав рисунок и почувствовав, что работа пошла успешно, ведите ее до первого, даже самого незначительного затора. Почувствовав, что в рисунке что-то стало не так, немедленно прервите работу, даже если рисунок будет только начат. Прервав работу и сохранив хорошее начало, вы в дальнейшем сможете успешно ее продолжить. Если же вы себя заставите продолжать работу, то срывы будут следовать один за другим и автопортрета не получится. Если же вы передохнете и вернетесь к работе через несколько часов или на другой день, то работа может пойти успешно.
Для повышения выразительности рисунка во время моделировки формы можно вводить различные материалы. Например, при работе углем можно чуть-чуть добавить сангины (рис. 118, 128), или мела, при работе графитным карандашом — цветные карандаши. Но, сочетая различные рисовальные материалы, не стремитесь к раскраске. Рисунок становится красивым и выразительным тогда, когда художник вносит не по всем поверхностям, где располагается свет, а только там, где горят блики; сангину — для передачи материальности кожи лица, но не пастозными штрихами, а растертую пальцем с легкой прокладкой тона.
Рисунок №128 — А. О. Орловский, автопортрет