3 часть
Создавая портрет семьи Лаццерини, художник Энгр очень удачно решил композицию. В центре он поместил дочь Лаццерини, супруги оттеснены на второй план, однако единство композиции и членов семьи не нарушено. Художник умело прорисовывает лицо каждого и в то же время не выделяет особо ни одного из портретируемых, сохраняя единство семейного портрета.
В групповом портрете кроме портретной характеристики каждого отдельного лица обязательно должно быть выражено впечатление их общности, духовное единство. Это единство может быть выражено через общность действий, через внимание друг к другу, через общность аксессуаров.
На выразительность и убедительность группового портрета большое влияние оказывают подмеченные художником позы и жесты портретируемых. В качестве примера может служить групповой портрет семьи Стаматти Энгра. Справа художник помещает группу супругов с маленькой дочкой, прижавшейся к матери, и сына, облокотившегося на спинку стула, которые еще в силу возраста будут жить вместе с родителями. Старшую дочь, сидящую за клавесином, которая, возможно, скоро от них отделится и выйдет замуж, художник помещает в левой части рисунка отдельно, создавая полную картину взаимоотношения членов семьи и характеристику каждого.
Если в групповом портрете вы хотите соблюсти принцип субординации, например, изобразить начальника в кругу своих подчиненных, то и в своей композиции художник должен выделить одно или несколько лиц. Сложность создания такой композиции состоит в том, что все действующие лица должны находиться в полной согласованности между собой, а характерная для каждого человека осанка, поза, жесты не должны потерять выразительности. В этом плане оригинален групповой портрет «Директор Ульканской школы с учениками» И. Глазунова (рис. 160). Учительница изображена не только на первом плане, но ее лицо занимает почти всю композиционную площадь листа бумаги, окружающие ее ученики являются как бы пространственным фоном, но портретное сходство каждого ученика передано с реальной достоверностью. Достоинство и оригинальность этого портрета состоит в том, что художнику не потребовалось создавать жанровую композицию, изображать фигуры людей, он ограничился только их лицами, то есть решил сугубо портретную задачу.
Рисунок №160 — И. С. Глазунов, директор Ульяновской школы с учениками
К групповым портретам можно отнести и рисунок К. Юона «Подмосковная молодежь» (рис. 164).
Рисунок №164 — К. Ф. Юон, подмосковная молодёж
В семейных портретах, как правило, выделяется глава семьи. Ярким примером этого может служить групповой портрет семьи Томаса Мора Г. Гольбейна (рис. 161), выполненный пером. Томас Мор изображен со своей семьей, но художник умело выделяет его как главу семьи. Здесь дело не только в том, что Мор находится в середине, но и в том безмолвном общении, которое ощущается в рисунке.
Обращает на себя внимание этот рисунок еще и техникой исполнения. Изображение фигур дается лаконичными средствами. Тонкая линия, рисующая портретируемых, необычайно гибкая, смелая и выразительная. Никаких излишеств, никакой мелочности. Даже объем формы художник передает без применения светотеневых контрастов, заставляя зрителя почувствовать дневной свет, какой бывает в ярко освещенном помещении. Окружающее пространство ничем не обозначается, а воздух все же чувствуется, фигуры находятся в реальном пространстве, художник убеждает зрителя, что он наблюдает живую действительность, живых людей.
Заслуживает внимания и «Семейный портрет» К. Юона. Портрет решен очень лаконичными средствами. По манере исполнения он близок карандашным портретам Энгра, но сама трактовка образов и технические приемы обработки деталей говорят о том, что это художник XX века. Такая манера рисунка и трактовка образов в начале XX века встречается у многих художников К. Сомова, Ф. Малявина, Л. Бакста и у других. К. Юон в данном портрете ищет свои творческие возможности, он по-разному трактует образ матери и сыновей, делая акцент на главе семьи.
Групповой портрет помимо портретной характеристики каждого в общей композиции должен отражать определенную атмосферу, в которой находятся портретируемые. В этом отношении показателен групповой портрет, выполненный И. Репиным в «Пенатах»: «А. М. Горький читает в «Пенатах» свою драму «Дети солнца». Здесь художник передает атмосферу уюта гостиной, внимания слушателей к чтецу.
Создавая композицию группового портрета, художник должен строже следить за точностью рисунка, за ясностью выражения формы, не упуская цельности. Все должно найти в рисунке взаимосвязанное единство.
Когда мы даем совет внимательно наблюдать натуру, мы призываем молодого художника в процессе этого наблюдения использовать полученные знания о закономерностях строения формы. Умению видеть учатся, умение видеть не приходит само по себе.
Процесс восприятия начинается с наблюдения, где художник, опираясь на свои знания, старается определить, что является наиболее характерным в данном человеке. То, что воспринято и осознано в процессе наблюдения, должно быть тут же зафиксировано в рисунке.